Многословные заметки про "Зимородок" - 2004
Автор - Игорь Белый
Это такой детско-юношеский фестиваль под городом Саров.
Происходит в конце января ежегодно. Был я там пока всего три раза.
Одно из самых ярких и необычных впечатлений для меня - выступление восьмилетнего Бори Кудряшова из Сарова в конкурсном концерте. Ребёнок сорвал восторженные овации всего зала, стал абсолютным лауреатом как исполнитель и вдобавок к тому ещё получил отдельный гран-при фестиваля.
А всё дело в том, что эту песню он поёт лучше автора )
ЗЫ. К его лауреатству я не имел ни малейшего отношения, даже пальцем не шевелил, когда составляли рейтинги.
По старинному горняцкому обычаю, спускаясь в свои глубокие шахты, горняки брали с собой в клетках разных мелких зверюшек или птах. Считалось, что животные эти, будучи чрезвычайно чувствительными к разного рода катастрофам, предсказывают обвалы или взрывы подземных газов. Может быть, и вправду, вдохнув чуть больше углекислоты, чем положено, зверюшка заваливалась набок, подавая сигнал людям торопиться к выходу. По крайней мере, польза от них была, как от индикаторов общей паршивости ситуации. За то им и спасибо.
Молодёжные фестивали, и особенно - "Зимородки" - в чём-то сильно напоминают этих славных зверюшек (прошу только, без обид
. Как минимум, в довольной точной индикации текущего состояния жанра - что там с ним: хиреет ли он, вырождается, загнивает на корню, или наоборот, цветёт, пахнет и мутирует на радость людям. Побывав на этом недавнем "Зимородке" 2004 года издания, я скорее буду утверждать второе. И это хорошо.
Повстречавшись в пятницу утром с Володей Тиуновым, я совершенно не ожидал от него, что он немедленно навесит на меня мастерскую, да ещё одиночную. В смысле - в одиночку вести мастерскую довольно муторно, восприятие быстро устаёт, и начинаешь пропускать какие-то важные моменты. А если рядом кто-то ведёт на пару, то, пока он высказывает свои замечания, можно успеть ещё раз прокрутить услышанное и отловить, что должно. Мне повезло - я встретился с Сергеем и Надей Приползиными - мастерами-ветеранами "Зимородков", - и попросился к ним в компанию, а они, как люди душевные и гостеприимные, отказывать не стали. Вот я и занял свой наблюдательный насест, откуда и обозревал с удовольствием будущую ситуацию в авторской песне на пяток лет вперёд.
Пожалуй, самая удобная для меня метафора, относящаяся к этому процессу - рыбная ловля. Пришёл старик к синему морю и закинул в данное море свой невод. В первый раз вышел невод с фуфлом и всякой шелупонью морскою. Во второй - с ценными промысловыми породами. Ну а в третий - с натуральною золотою рыбкою. Вот о них о всех и расскажу постепенно.
Что в пятницу, что в субботу - мастерская запомнилась мне большим количеством железнострунных гитар и поэтов. Причем, гитары были довольно поганые, а поэты очень даже хорошие. Я с большим удивлением отметил новый (для меня на фестивалях) поджанр актёрского монолога. Жаль, что рядом не было Олега Городецкого, который долгое время вёл в старом ЦАПе мастерскую актёрского исполнения, - его замечания были бы весьма ценны. Много было характерного ученического стиля - со старательным выстраиванием пальцев по грифу и не менее старательной артикуляцией окончаний слов - вплоть до полных казусов, но это и понятно - люди из гитарных школ так и учатся петь. Всё, что мы с Приползиными говорили, соискатели и окружающие слушали внимательно, ловили идеи с полуслова, было славное ощущение, что мы имеем какой-то смысл для них...
Из ценных промысловых пород:
1.
Андрей Колпаков, поэт из Москвы. Я с удовольствием отмечал его на недавнем саратовском фестивале - он пишет весьма неровно, но ярко и запоминаемо. Техника у него жутко хромает - что рифмы, что ритмика; жар-птица, которую он ухватывает за хвост, легко вырывается пока от него, но всё же успевает полыхнуть в глаза изумлённым зрителям. Из новых интересных стихотворений - "Мы с тобою сидим на дереве...", такой полумедитативный автозаговор.
2.
Павел Беляев из Нижнего. Пишет длинные и навороченные стихотворные коллажи, единственной возможностью исполнения которых как раз и является тот самый актёрский монолог. Что, собственно, автор прекрасно понимает и пытается делать. И ему не хватает совсем немного, чтобы окончательно превратить свои вещи в захватывающий спектакль - просто подойти к ним с театральной точки зрения. Например, постмодернистский коллаж "Человек-коктейль" славно бы смотрелся со сцены.
3.
Сёстры-близнецы из Нижнего - Маша и Настя Семёновы. И действительно, они настоящие близнецы, на первый взгляд неотличимые - в одинаковых свитерах, джинсах и кроссовках. Покуда они пели, я долго не мог сосредоточиться, занимаясь поиском "десяти различий", но потом как-то справился (у Маши на чёрном свитере оказались чёрные же кожаные полоски, а у Насти их не было
Поют дуэтом песни собственного сочинения и весьма неплохо, хотя тексты местами странны: "...мне бы крылья, как будто птице..."
4.
Поэт Илья Смирнов из Калуги. Очень хорошая подача в актёрском стиле "усталого философа-баснописца". Мы с Приползиным крепко пободались с оргкомитетом, чтоб включить его в состав конкурсного концерта сверх положенной квоты. Старания даром не прошли - потом жюри даже не стало спорить о его лауреатстве. Хорошо у него цельносделанное стихотворение "Темно", хотя в других его вещах я за концовки не очень уверен.
5.
Бродячая поэтесса Женя Шестова. Сильное стихотворение "Город" и запоминаемая "рыдающая" манера исполнения. Текстов на бумаге у неё не оказалось, а на слух никаких багов выявить не удалось, с чем мы её поздравили и пожелали писать дальше - много и хорошо.
6.
Татьяна Землеруб из Самары. Пишет песни с чудесными стихами, но, к сожалению, совершенно никаким исполнением. Это обидно. Тем более, что Таня не первый год ездит на "Зимородки", постоянно пытается участвовать в конкурсных концертах с разным уровнем успеха. То ли там у них в Самаре такие гитарные школы, то ли ей самой почему-то не до них. Я бы хотел услышать ещё раз "А не полёт ли бабочки Вам приснился..." - с открытым дыханием и чёткой гитарой.
7.
Исполнительский дуэт из Электростали - Стас Восяков и Саша Гудзенко. Очень мощные гитаристы, делают дивные по красоте аранжировки и обработки. Но слушать их довольно тяжело из-за абсолютного дисбаланса имиджа в актёрском исполнении - Саша такой весь открытый, заводной, постоянно общается со зрителями в процессе песни, с напарником; Стас же, являясь ему почти полной противоположностью, - ни на кого не смотрит, поёт себе под нос и весь уходит в сложнонавороченный аккомпанимент. То есть, неподготовленный зритель, собственно, всю песню как бы ждёт, когда же Саша растормошит Стаса, и тот ему отзовётся. Того же не происходит, и песня куда-то себе улетает. В результате экспериментов всё же удалось найти более-менее приемлемое решение проблемы - заранее расписывать, где и в какой момент Стас будет поднимать голову и конкретно смотреть на зрителей и на Сашу. И песня Попова - Витакова "Хранитель мой" сильно от этого выиграла.
Откровенного ужаса - всяких там рыб-фугу и глубоководных удильщиков - на нашей мастерской не нашлось (чего я бы не сказал о конкурсном концерте), а вот одна золотая рыбка вполне себе нашлась. Наташа Быстрова из Москвы, ЦАП. Голосом и гитарой владеет уже на таком уровне, когда можно за ними просто не следить, а свободно экспериментировать в нюансах актёрской подачи. Исполняла сложнейшую песню Никитина из какого-то спектакля - "Баллада о Марии-Анне". Песня эта поётся от лица довольно непростого героя - пирата-забулдыги, добровольно сдавшегося властям ради того, чтоб только увидеть вблизи эту самую Марию-Анну. Вся же сложность ситуации для Наташи оказалась в том, чтобы суметь выстроить и удержать этот образ на протяжении всей песни, не превращаясь обратно в "испуганного октябрёнка" ((с) В.Палт). Пройдя с этой песней по мастерским "Зимородка" она устроила настоящий тихий фурор, а вот на следующий день в конкурсном концерте неожиданно сработал "эффект сцены" - из зала не видно мимики и глаз исполнителя, со сцены не видно тонкостей реакции зрителей, Наташа струхнула и попыталась усилить подачу песни. В результате свалилась голосом в режущий тембр, и песня была моментально провалена. После концерта на обсуждении результатов жюри было мрачно настроено по её поводу, но всё же было вынуждено прислушаться к разумным доводам - многие её слушали на мастерских - и согласилось, что это определённая величина, достойная приза "Надежда". Если кто увидит Наташу - передайте ей приглашение на сцену Белого слёта в апреле.
В процессе мастерской был собран небольшой табун из "кентавров" - несчастных сросшихся слов, вся вина которых состоит только в том, что они оказались не в нужном месте строки, дыхания и не под нужным ударением. Зрители мастерской бурно радовались каждой удачной охоте, а производители этих существ уныло их рассматривали. Сначала шествуют гордые химеры:
"вконцеулицы"
"брюхомрюмка"
"какубабочки"
"весимизлился"
А вслед за ними вприпрыжку мелкие и дурацкие:
"такза" и "быран"
Всем в обязательном порядке предложено хирургическое вмешательство в виде пауз и осмысления поёмого. С грустью сетую на отсутствие на этом "Зимородке" Александра Костромина - вот уж кто чуял этих тварей за пять минут до их появления, а кроме того мог сказать в десять раз больше вообщеполезных вещей, чем мы с Приползиными, вместе взятые. Но, видимо, Новосибирск оказался важнее... Зато с радостью отмечаю наличие на фестивале ДимПалыча Соколова - патриарха и историка авторской песни в нашей стране, который щедро делился со всеми интересующимися своим ценным взглядом на происходящее в жанре.
Мастерская наша длилась полтора дня, была весьма нетороплива местами и вдумчива. Далеко не всех удалось послушать-посмотреть, но на то случился в дальнейшем конкурсный концерт, куда меня в жюри и воткнули.
Сначала, что не понравилось на этом конкурсном концерте. Такого было мало, но запомнилось. В первую очередь, это некий молодой человек, пытавшийся исполнить "Рассказ ветерана" Визбора. Исполнял более, чем гадко - с одинаковой интонацией и дворовым чёсом. Я бы, например, тридцать два раза подумал, прежде чем бы согласился взять эту песню на исполнение - пришлось бы, наверное, неделю смотреть и читать только о войне и только о войне бы и думать. И уж чего бы я делать точно не стал - так это кричать строчку: "И я кричу: давай, Виталий Палыч!.." Впрочем, там таких моментов было много и вспоминать о них совершенно неинтересно.
Второй странно-неприятный момент: постоянно прорывавшаяся эстрадная манера пения даже в самых казалось бы старательных учениках гитарных школ. Подозреваю, что известная школьная долбёжка: "пропевай концы слов полностью" дала такой вот гипертрофированный результат - последние гласные (тем более ударные) честно тянутся голосом, раздуваясь и распухая; голос же на них от старательности и напряжения срывается на легкую модуляцию, давая как раз натуральный попсовый стиль.
Лирическое отступление.
Известный поэт Евгений Абрамович Бунимович был в своё время не только депутатом, но ещё и учителем алгебры и геометрии в школе номер 710. Кроме этого он из интереса вёл предмет "Этика и психология семейной жизни" и иногда брался за подготовку всяких культмассовых школьных мероприятий. А я тогда был мелок, нахален, получал по алгебре сплошные тройки, вовсю бренчал на гитаре и лез участвовать во всех вечерах патриотической песни. И вот однажды в процессе подготовки одного такого вечера в зале оказался Бунимович в качестве режиссёра, а на сцене - я, желающий обязательно поразить всех песней Окуджавы "До свидания, мальчики". И вот я её исполнил, громко и радостно, с переливами и обертонами "ма-альчики... па-астарайтесь..." Бунимович молча смотрел на меня из зала. Лицо его выражало какую-то глухую тоску. "Спой-ка, пожалуй, ещё раз", - как бы невзначай попросил он меня. Я спел. "Ещё", - потребовал Бунимович. И ещё раз, и ещё... На четвёртом исполнении я почувствовал, что начинаю выдыхаться. На седьмом я резко сбавил темп и заряд. На девятом (или десятом) я уже совершенно без всякого задора тоскливо тянул-выдыхал эту песню, стараясь сохранить только основную мелодию. "Вот теперь запомни, как ты поёшь, - воткнул в меня пальцем Бунимович, - И всю жизнь эту песню так и пой, без попсы своей!"
С тех пор я Окуджаву не очень часто пою
но смысл урока помню хорошо.
Лирическое отступление кончается.
К вышеописанной эстрадной манере я бы добавил ещё постоянно встречавшийся мне в концерте стиль "от-улыбки-станет-всем-светлей" (слышал, что некоторые называют его ещё стиль "хомчик") - когда в процессе исполнения песни надевается малоосмысленная улыбка в тридцать два зуба. Но это, пожалуй, характерно только для самых начинающих, а Галина Викторовна тут совершенно ни при чём.
Третий грустный момент - очень мне вдруг в процессе стало жалко ивановскую песню "Мартовский кот" - которую совершенно замордовали и вытерли многие поколения школьных "ансамблей авторской песни". Я, собственно, и само это образование - "ансамбли" - не очень понимаю, как явление в жанре, но это сугубо субъективно и на вкус и цвет. (Что же до этой песни, всё равно, лучше казанских "аэлиток" эту песню никто не пел
А теперь хорошие впечатления от концерта.
1.
Борис Кудряшов из Сарова, восьми лет. Исполнил мою "Баржу" на одном дыхании, совершенно по-своему переосмыслив, с переделкой текста - "Пап, что это за судно?.." и проч. Поразил меня в самую чакру, отчего я оказался совершенно необъективен и мало что могу сказать про него, кроме хорошего.
2.
Таня Лузгина из Богородска. Исполнила песню В.Третьякова "Тюбик". Ввергла меня в совершенно сюрреалистическое состояние - ей 12 лет, а она поёт и интонирует эту песню, как сорокалетняя тётка. В общем, давно я так не ржал. Впрочем, жюри единогласно поостереглось давать пока ей какое-нибудь лауреатство, ограничившись призом "Надежда", и это было правильно.
3.
Ольга Максимкина из Москвы. Исполнила деревягинскую "Божью цыганочку". Редкий и счастливый случай, когда исполнителю ИДЁТ песня, как идёт, например, платье или галстук к цвету глаз.
4.
Иван Коновал из Котласа. Исполнил песню "Вокзал" (стихи неизвестного автора, музыка В.Перова) и заставил меня забыть о жюри, о зале и о "Зимородке" вообще. Выдал мне полновесную порцию "мурашек" имени памяти Бориса Жукова (известный критик авторской песни однажды так и охарактеризовал свой главный критерий оценки: "хорошая песня - это когда у меня мурашки по спине бегут...")
) ничего личного
5.
Ансамбль из Москвы, почему-то самоназвавшийся "Самураи". Пели русскую народную песню, очень красиво разложив её на четыре мужских голоса. Я, правда, честно не понял, к чему это они, но сделано было профессионально. Забавная деталь: один из членов жюри на закрытом совещании сильно за них ратовал, напирая на то, что настоящий "чисто мужской" квартет - это редкость и ценность. Я с особенным удовольствием проследил за движением его челюсти позже, на финальном концерте лауреатов, когда радостные "Самураи" вызвали к награждению на сцену свой остальной состав - из четырёх девушек - и запели в своём обычном мощном и жизнеутверждающем режиме...
6.
Евгения Калина из Москвы. Спела свой "Мусоропровод" и получила без всяких споров лауреата. При этом в официальных бумагах и сводках "Зимородка" впервые было официально проведено название "32.08+" как некая натуральная организация.
7.
Дуэт Дривень - Лунина (имён, к сожалению, не успел записать). Исполнили егоровский "Монолог дочери", устроив дивный спектакль на две роли. Девушка была чрезвычайно колоритна, с бантиком на голове, визжала, рыдала, переигрывала, но всё равно было смешно.
8.
Настя Абрамова из Арзамаса. Очень я за неё порадовался - я её помню по нескольким прежним "Зимородкам", и как-то была она, по-моему, долго "гадким утёнком". Сейчас она спела ахматовского "Сероглазого короля" на свою музыку, и это было сильно и точно. И видно было, что она вышла уже на другой уровень и порядок по отношению ко всему "Зимородку". Жюри тоже это, видимо, почувствовало, потому что о произведении её в степень "мэтра" (такой особый традиционный знак внимания) никто и не стал спорить.
9.
Поэтесса Женя Тиновицкая из Москвы, ЦАП. Прочла короткое стихотворение "Я приду к поэту в гости..." Вещь оказалась ёмкая, цветная и удивительно приятная, будто подарили переливающийся стеклянный шарик из детства и положили прямо в руки. Вот на этом моменте я пожалел, что до "Зимородка" не добралась Даша Серебреникова из Волгограда - поэт такого же высокого уровня.
Из забавных моментов. Перед началом концерта, краем уха услышал, как какой-то коллектив разминается перед выступлением (ансамбль "Заволжский дворик", как оказалось). Громко пели что-то знакомое: "...кораблей скольженье, стрижей кружение, поездов движенье, мыслей брожение..." Я подошёл, дослушал до конца и спросил строго: "А кто автор этой песни, вы знаете?" - "Майстрюков?.." - робко спросили они...
Дорогой Серёжа Гринберг-Русский-Народ-У-Телефона, я надеюсь, они запомнят тебя надолго
)
Такой вот "Зимородок" получился в этом году - яркий и интересный. О бытовухе я особенно писать ничего не буду, это не очень занимательно. Двухэтажные очереди в столовку меня не очень напрягали, хотя возможность курить только на улице довела меня до затяжной унылой простуды.
Ну вот, а теперь пора быстро спать, потому как вставать чёрте во сколько и бежать платить за интернет, который скоро отключат за неуплату.
Спасибо дочитавшим за внимание!