25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Давайте вспомним, что ранее мы говорили о видах трезвучий и определили, что такое мажорное и минорное трезвучие, по каким признакам они построены, и теперь перейдем к более сложным аккордам.
В состав септаккордов входит один дополнительный звук, то есть септаккорды, это аккорды, состоящие из 4-х звуков. Название септаккорда состоит из названия основного трезвучия и названия интервала, на котором отстоит от тоники дополнительная нота.
Например, если в До мажор добавить звук Ре (интервал – секунда), то получится аккорд с новым названием «До мажор секунд аккорд».
К условному обозначению аккорда также добавляется обозначение этого интервала. До мажор обозначается знаком С,
До мажор секунд аккорд обозначается знаком С2.
Для примера, возьмем трезвучие До мажор и рассмотрим влияние четвертой ноты на характер звучания.
Влияние четвертой ноты для всех остальных мажорных трезвучий будет абсолютно идентичным.
Мажорные септаккорды от трезвучия До-мажор:

Дополнительная нота Обозначение Какой аккорд получается
До 1 входит в состав аккорда
До диез
2– уменьшенный секундаккорд
Ре 2 секундаккорд
Ре диез
3– уменьшенный терцаккорд
Ми 3 входит в состав аккорда
Фа 4 квартаккорд
Фа диез
5– уменьшенный квинтаккорд
Соль 5 входит в состав аккорда 
Соль диез
5+ увеличенный квинтаккорд
Ля 6 секстаккорд
Ля диез
7 септаккорд
Си 7+ увеличенный септаккорд
До 8 входит в состав аккорда

Аккорд с звуками 3– и 5– звучит гадко и не используется.
Звуки До, Ми и Соль другой октавы не меняют состав аккорда, хотя общее звучание при их добавлении изменяется.
Попробуйте сами построить эти разные аккорды на гитаре, добавляя четвертый звук к чистому мажорному трезвучию ДО-мажор.
Минорные септаккорды даны в примере для минорного трезвучия от ноты Ми.
Влияние добавленной четвертой ноты для всех остальных минорных трезвучий будет абсолютно идентичным.

Дополнительная нота   Какой аккорд получается
Ми 1 входит в состав аккорда
Фа
2– уменьшенный секундаккорд
Фа диез 2 секундаккорд
Соль 3– входит в состав аккорда
Соль диез 3 терцаккорд
Ля 4 квартаккорд
Ля диез 5– уменьшенный квинтаккорд
Си 5 входит в состав аккорда
До 5+ увеличенный квинтаккорд
До диез 6 секстаккорд
Ре 7 септаккорд
Ре диез 7+ увеличенный септаккорд
Ми 8 входит в состав аккорда

Аккорд с звуками 2– и 3 звучит гадко и не используется
Звуки Ми, Соль и Си другой октавы не меняют состав аккорда, хотя общее звучание при их добавлении изменяется.
Все это не нужно зубрить. Однако, нужно выучить линейку обозначений интервалов:

1 2- 2 3- 3 4 5- 5 5+ 6 7 7+ 8

Очень хорошо, если Вам удастся понять и запомнить, прямо вызубрить для себя как «Отче наш» такой практический способ построения аккордов:

«Нота, совпадающая с названием аккорда, есть тоника, она обозначается цифрой «8» и не меняет его название. Если я опущу эту ноту на один лад, то есть на полтона, то получу аккорд «7+», если опущу еще на полтона, получу аккорд «7», если еще, то получу «6», потом – «5+»»

Или, аналогично, в другую сторону

«Нота, совпадающая с названием аккорда, то есть тоника, обозначается «1» и не меняет его название. Если я подниму эту ноту на один лад, то есть на полтона, то получу аккорд «2–», если подниму еще на полтона, получу аккорд «2», если еще, то получу «3–», потом – «4», потом «5–»»

Этот способ хорош тем, что он легко проверяется на практике. Берется аккорд, по картинке определяется, где у него тоника, затем тоника перемещается по грифу и можно легко послушать, чем отличается звучание разных септаккордов друг от друга.
Например, модификация Ре-мажора (тоника на 2 струне, на 3 ладу):

Попробуйте сыграть эти аккорды и понять особенности того настроения, которое передаёт каждый из них.
Каждый септаккорд имеет свое особое звучание, свой «вкус». Характер этого звучания не зависит от тоники, то есть все мажорные секундаккорды, от какой бы ноты их ни построить, звучат в целом одинаково. Именно о характере звучания разных типов септаккордов пойдет речь дальше.

Мажорные септаккорды

Чистое мажорное трезвучие звучит строго, приятно и торжественно, гармонично. Тоника слышна совершенно отчетливо. Если такой аккорд звучит в самом конце мелодии, это создает ощущение полного завершения, имеет очень устойчивый характер.
Большой мажорный септаккорд (7+) звучит как-то неопределенно, размыто, расслабленно и романтично, с легким оттенком грусти. Если такой аккорд звучит в самом конце мелодии, это создает ощущение ожидания и надежды.
Мажорный септаккорд (7) звучит резко и неустойчиво. В нем еще слышится мажорность и торжественность, но она требует немедленного перехода в следующий участок мелодии, поэтому такой аккорд никогда не ставится в конце, а применяется для связок, как переходный. Аналогично септаккорду звучит мажорный квартаккорд (4), который приобретает восточный вкус.
Мажорный секстаккорд (6) звучит очень мило и расслабленно. Такой аккорд придает мелодии легкость, небрежную расслабленность, даже лень, размягченность и неопределенность. Если такой аккорд звучит в самом конце мелодии, это создает ощущение уюта и тепла.
Аналогично секстаккорду звучит мажорный секунд аккорд (2).
Увеличенный мажорный квинтаккорд (5+) звучит как-то резко и неприятно и сам по себе не используется, но в сочетании с чистым трезвучием он создает ощущение движения воды в каком-то таинственном подводном царстве. Например, попробуйте играть переборами или арпеджио аккорды A – A5+ – A – A5+...

Минорные септаккорды

Чистое минорное трезвучие звучит строго, приятно и грустно. Тоника слышна совершенно отчетливо. Если такой аккорд звучит в самом конце мелодии, это создает ощущение полного завершения, имеет очень устойчивый характер.
Минорный секундаккорд (m2) звучит более грустно, даже тоскливо, чем чистое трезвучие и навевает осеннюю тоску. Аналогично звучит минорный секстаккорд (m6).
Большой минорный септаккорд (m7+) звучит еще более грустно, даже тревожно, напряженно, требует каких-то немедленных действий и используется в суровых, трагичных мелодиях.
Аналогично звучит минорный увеличенный квинтаккорд (m5+).
Минорный септаккорд (7) звучит также мило и расслабленно и придает мелодии легкость, небрежную расслабленность, даже лень, размягченность и неопределенность.