25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Цифровая запись аккордов – это замена всех обозначений шестизначным числом.
Цифровая система записи аккордов позволяет обойтись без рисунков, что намного упрощает систему записи и позволяет точно обозначить нажимаемые струны и не заставлять никого помнить их наизусть.
Цифровая система записи аккордов намного более компактна, чем графическая, она занимает меньше места в тетради, ее гораздо легче записывать, хотя немного труднее запоминать.
Цифровая система записи аккордов – это шестизначное число, каждая цифра которого показывает номер лада, на котором нажата струна. Первая цифра слева – это самая тонкая струна, крайняя справа – это самая толстая струна. Если струна не нажата, она обозначается нулем. Если какая-то струна не должна звучать, ее обозначают буквой «Х».

Например, аккорд Ля мажор септ условно записывается A7, а в цифровой записи выглядит как «020200», что означает: первая струна не нажата, вторая струна нажата на 2 ладу, третья струна не нажата, четвертая струна нажата на 2 ладу, пятая и шестая струна не нажаты.
Буквенное обозначение – A7. 020200 – цифровое обозначение.

Очень редко приходится записывать аккорды на 10 ладу и больше. При этом вместо цифры 10 пишется буква А, вместо цифры 11 пишется буква В, вместо цифры 12 пишется буква С и так далее. Например, аккорд G7 Соль мажор септ на 10 ладу будет записан так: «А0А9АА». Это запоминать необязательно.
Для аккордов с барре сначала пишется буква «Б» и номер лада, на котором ставится барре, а потом через черточку или через дробь пишется точно такое же шестизначное число, но только в нем цифры обозначают: на сколько ладов от барре должны быть нажаты струны.
Например, аккорд Ля мажор мэйджер с барре на 3 ладу будет записан так:

Цифровая система записи аккордов с барре особенно удобна для универсальной формы, когда характер звучания аккордов и постановка пальцев не меняется, а изменяется только их основной звук (тоника) и конечно же, название аккорда.
Например, запишем цифровые обозначения нескольких аккордов:

Ми мажор без барре 001220
Фа мажор с барре на 1 ладу Б1/001220
Фа диез мажор с барре на 2 ладу Б2/001220
Соль мажор с барре на 3 ладу Б3/001220

В этом перечне хорошо видно, что меняется только название и номер после буквы «Б», а схема расстановки пальцев, остается одинаковой.

Три аккорда показаны для примера с записью в текстовой, буквенной, цифровой и графической форме, при этом хорошо видно, что неизменная часть в цифровой записи соответствует одинаковой картине расположения пальцев на графической схеме.
 Аналогичная система записи универсальных аккордов без барре удобна для универсальной формы записи, когда характер звучания аккордов не меняется, а изменяется только их основной звук. Для таких аккордов сначала пишется буква «У» и номер лада, на котором проводится мысленная линия, а потом через черточку или через дробь пишется точно такое же шестизначное число, но только в нем цифры обозначают: на сколько ладов от мысленной линии должны быть нажаты струны.

 Например, аккорд Фа диез малый вводный на 1 ладу будет записан так: «У1/1010ХХ»
Семейство универсальных аккордов может выглядеть, например так:

Очевидно, что эти же аккорды можно записать и в более простой форме, однако тогда они теряют свойство универсальности:
У1/ Х1010Х = Х2121Х
У2/ Х1010Х = Х3232Х
У3/ Х1010Х = Х4343Х
На этом можно закончить рассказ о том, как обозначаются аккорды и вернуться к их описанию, а на практике необходимо научиться пользоваться всеми четырьмя способами записи, уметь быстро делать в уме перевод одной формы в другую, например, наиболее часто запись делается в буквенной форме, а произносить ее принято в текстовой. Или цифровую форму нужно научиться быстро отображать на грифе гитары или рисовать картинками в графическом виде и наоборот.
Очень полезно практически перевести аккорды, записанные в приложении в цифровой форме, в графическую и буквенную форму в виде домашних упражнений.
В справочном приложении даны цифровые и графические обозначения разных аккордов. Очень полезно изучать эти аккорды и пробовать их звучание без привязки к какой-нибудь песне, а просто так, как упражнение.
Иногда в тексте встречается странное обозначение аккорда с восклицательным знаком. Оно не является общепринятым и у автора этого сочинения означает часто применяемое в аккомпанементе движение тоники по полутонам. Обычно оно расшифровывается в этом же тексте, например:
Dm! = Dm Dm7+ Dm7 Dm6