Аккорды – это сочетания нескольких звуков.
Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда – меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это настроение. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы.
Обычно в аккорде бывает не меньше трех звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и определенно. Самые простые аккорды – это чистые трезвучия. Они бывают«мажорными», то есть веселыми и торжественными или «минорными», то есть грустными.
Ноты в трезвучия попадают не случайно. Одна нота из трех нот – самая главная, от этой ноты начинается звучание аккорда, она определяет название, она наиболее ярко звучит в аккорде и когда он замолчит, хочется петь именно эту ноту. Ее называют «ТОНИКА». Это слово нужно запомнить. Две другие ноты устанавливаются от тоники на определенном расстоянии. Расстоянием являются два интервала.

По этому закону строятся все трезвучия, все аккорды. Стоит только одной нотке в трезвучии перейти всего на 1 шаг в сторону и аккорд из мажорного становится минорным. Можно в аккорд прибавить такие же ноты, звучащие выше или ниже на октаву, от этого характер его звучания не изменится.
Главная нота аккорда – тоника. Тоникой может быть любая из 12 нот. Поэтому и аккордов может быть 12.
Если все ноты расставить в одну линию по порядку, то получится такая длинная и бесконечная цепочка:

Каждый шаг в этой цепочке равен полутону. Если вырезать из бумажки шаблон и прикладывать его к разным нотам, то легко узнать, какие ноты входят в состав всех двенадцати аккордов.

Аналогично устроены и минорные аккорды.

Запоминать ноты в аккордах необязательно. Главное – понять, что все аккорды получаются по одним и тем же законам, что в каждом аккорде есть основная нота, которая называется тоника, и что именно от нее строятся еще два звука. Бывает 12 чистых мажорных аккордов и 12 чистых минорных аккордов.
Чтобы понять, как строятся другие типы аккордов, необходимо прочитать выше и понять, что такое интервалы и какие они бывают.
Итак, двенадцать нот всегда располагаются друг за другом и идут по порядку.

Когда проходит двенадцатая, опять начинается первая и так до бесконечности, поэтому иногда очень удобно расположить все ноты по кругу.    
                                 
Слева стрелками изображен аккорд До мажор. Если три стрелки синхронно вращать по кругу, то первая всегда будет указывать на тонику мажорного трезвучия, а вторая и третья на остальные ноты трезвучия. Этот круг можно сделать из бумаги и тогда у вас будет хороший определитель состава нот в аккорде. Стрелки на этом круге показывают именно мажорное трезвучие. Как сделать круг, нарисовано дальше в тексте, в главе «Тональность».
А справа изображен круг со стрелками для минорных аккордов. Как видно, все аккорды строятся по одному и тому же принципу, по одной и той же схеме.
Как правило, ноты в аккордах, когда аккорд берется на гитаре, дублируются, потому что нот всего три, а струн – шесть и некоторые ноты повторяются, но от этого название аккорда не меняется. Часто аккорд с одним и тем же названием можно найти на разных местах гитарного грифа, при этом он будет звучать немного по-разному, но характер звучания не изменится и название его останется прежним.
Сводная таблица нот в трезвучиях
Состав нот мажорных аккордов состав нот минорных аккордов
 
Более сложные аккорды получаются, если в состав аккорда входят дополнительные звуки. Они не меняют звучание аккорда в целом, но меняют его интонацию. К сложным аккордам относятся септаккорды и нонаккорды.
Но прежде чем перейти к описанию этих аккордов, необходимо узнать, как записываются или обозначаются аккорды.