25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Все мелодии, которые мы поем, можно разбить на равные части, которые имеют одинаковую длительность. Такие части называют ТАКТЫ.
Все мелодии имеют РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, то есть, определенную ритмичность чередования нот, причем этот рисунок на протяжении всей мелодии не изменяется.
Важной характеристикой рисунка является «РАЗМЕР» – это количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте. Очень часто рисунок ритма существует как бы сам по себе, только в голове музыканта, например, когда в течение целого такта длится одна и та же длинная нота, или даже не нота, а пустота, пауза. Но ритм должен четко отсчитываться в памяти аккомпаниатора на протяжении всей мелодии и даже в паузах.
Задача аккомпаниатора – мысленно выделить те моменты, когда звуки ритма должны звучать ярко и выделенно, и поддержать ритм на протяжении всей мелодии.
Вторая задача аккомпанемента – украсить мелодию, окружить мелодию звуками, которые подчеркнут ее настроение.
Аккомпанемент должен строго соответствовать размеру мелодии и следовать за ней синхронно по времени, причем исполнитель не должен фантазировать – ритм задает композитор, ритм – это часть мелодии и изменять его не следует.
Наиболее часто применяют РАЗМЕРЫ, которые мы будем называть так: «ДВА» – «ТРИ» – «ЧЕТЫРЕ» – «ШЕСТЬ». Эти размеры используются в 99% всех песен и мелодий во всем мире. Эти числа означают, количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте, применяемое для данной мелодии.
Например, если шагают солдаты, то они идут на счет: «РАЗ-ДВА-ЛЕВОЙ-ПРАВОЙ» или «РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ», это и есть размер «ЧЕТЫРЕ» и если солдаты будут петь песню, то им, чтобы не сбиться с шага, придется петь именно в этом размере. Таких песен и мелодий очень много и они называются «маршевыми».
А мелодии, которые играются и поются на счет «РАЗ-ДВА-ТРИ» имеют размер «ТРИ» и называются вальсом. Мелодии вальса ажурны и изящны, и еще более сложными и красивыми являются вальсы, в которых использован размер «ШЕСТЬ».
На счет «РАЗ-ДВА», размер «ДВА», исполняются простые, грубоватые мелодии и песни, детские песенки, народная и фольклорная музыка.
Темп – это скорость исполнения мелодии. Одну и ту же мелодию можно играть быстрее или медленнее, не меняя, в целом, характер ее звучания. Темп может быть высоким, средним , низким.

Обозначение ритмических рисунков

Дальше в этом пособии будут приведены различные ритмические рисунки. Эти рисунки выполнены в условной графике и нужно понять и запомнить, как их расшифровывать.
Цифра перед рисунком означает размер.
Знак равенства означает соответствие размера содержимому рисунка.
Границы рисунка означают начало и конец одного такта, за ним последует другой, точно такой же такт и так далее.
Цифры внизу показывают положение отдельных ударов во времени.
Расстояние между цифрами строго одинаково, по ним ведется счет, это условная шкала времени.
Каждый знак действия (удар, щипок) имеет вертикальную черту, одинаковой высоты, положение которой соответствует времени исполнения этого знака.
Горизонтальная линия, пересекающая вертикальную в верхней части знака означает, что длительность этого элемента вдвое уменьшена.
В средней части знака указаны действия указательного, среднего и безымянного пальцев, а в нижней – большого пальца правой руки.
Горизонтальная линия может пересекать несколько знаков, например:
 
Все графические изображения знаков действия дают указание к однократному выполнению. Если знак изображен один раз, то нужно ровно один раз произвести то действие, которое он означает и именно на тот счет, который под ним указан.
Размеры 2 и 4 совершенно несовместимы с размерами 3 и 6, поэтому в рисунках ритмов отдельно приведены примеры на размер 2 и 4 и отдельно примеры на размер 3 и 6.
Разучивать их нужно отдельно. При разучивании каждое движение нужно выполнять в очень медленном но одинаковом темпе, одно за другим, как это показано на рисунке ритма, при этом левая рука должна прижимать любой самый простой аккорд и не менять его.
Дойдя до правого края рисунка, нужно повторить все движения снова и так до бесконечности.
Только тогда, когда движения правой руки будут выполняться без ошибок, можно ускорить темп и начинать переставлять аккорды.
Для украшения аккомпанемента рекомендуется басовую ноту дергать на разных струнах, разных струнах, чередуя их в каждом такте.
Приемов и комбинаций ритмических рисунков может быть бесчисленное множество, поэтому очень важно научиться делать самому их запись и расшифровку.
Не надо запоминать рисунки наизусть, главное понять принцип их изображения. Очень полезно время от времени самому зарисовывать тот ритмический рисунок, который Вы научились исполнять, даже если раньше это уже удавалось.
И, конечно, изучайте рисунки вместе с новыми песнями.