Микромодуляция – это маленькая вставка, использующая в гармонии аккорды «чужой» тональности. Такие вставки помогают очень красиво обогатить аккомпанемент, не выходя за рамки своей тональности. Микромодуляции производят по таким основным принципам:
1. Любой основной аккорд можно заменить цепочкой аккордов, взятых из другой тональности, в которой этот аккорд также присутствует. Например:
Теперь пройдем от Am к Dm не прямо, а через дополнительную цепочку, получится последовательность: Am – Gm – A7 – Dm – E7 – Am.
Именно такая последовательность очень часто используется в песнях.
2. Аккорды «2», «3» можно заменять на одноименные им минорные, а «2m», «3m», на одноименные им мажорные аккорды.
Возьмем минорную часть Am: Am------Dm – E7 – Am
Можно добавить в нее аккорд D перед Dm: Am – D – Dm – E7 – Am.
3. Использование малого вводного септаккорда. Эти странные аккорды с обозначением «dim», не имеющие собственной тоники очень часто используют для замены любого из основных (кроме тоники) или переходных аккордов.
Существуют и другие приемы, но они более характерны для эстрадной, рок и джазовой музыки и слишком сложны для первых шагов.
Примеры использования аккордов в тональностях:
Тональность Am–С минорная часть
Am – Dm – E7 – Am нормальный вид
Am - Dm - Em - Am старинный вид
Am - A7 - Dm - E7 - Am переходный A7
Am - Gm - A7 - Dm - E7 - Am цепочка Gm - A7
Am - Dm - H7 - E7 - Am переходный H7
Am - Dm - Hm7 - E7 - Am переходный Hm7
Am - Gdim - Dm - E7 - Am переходный Gdim
Am - D - E7 - Am микромодуляция D
Am - Dm - Fdim - E7 - Am переходный Fdim
Am - Dm - F#dim - H7 - E7 - Am цепочка F#dim - H7
Am - A# - E7 - Am микромодуляция A#
Am - Hm7 - E7 - Am микромодуляция Hm7
Am - Fm - E7 - Am микромодуляция Fm
Тональность Am–C мажорная часть
C - F - G7 -C нормальный вид
C - C7 - F - G7 - C переходный C7
C - A#m - C7 - F - G7 - C цепочка A#m - C7
C - F - D7 - G7 - C цепочка D7 - G7
C - Gdim - F - G7 - C переходный Gdim
C - F - Fm - C микромодуляция Fm
C - F - F#dim - G7 - C переходный F#dim
C - F - Fdim - C переходный Fdim
Тональность C–Am полная
Am - Dm - G7 - C - F - Dm - E7 - Am
C - F - Dm - E7 - Am - F - G7 - C
Am - H7 - E7 - Am - C - D7 - G7 - C
C - Hm - E7 - Am - F - Dm - G7 - C
Am - Em - F - C
C - Gdim - Dm - G7 - C
Все примеры даны как развивающаяся по степени сложности гармония одной тональности. Играть примеры нужно медленно, аккуратно, играя каждый аккорд одинаковое количество раз, при этом не лупить по струнам, а внимательно вслушиваться в звучание каждого аккорда, играя приемом «арпеджио» или «переборы».