24 ноября 2018 г. в Доме Учёных состоится ноябрьский концерт КСП «Поиск». Начало в 18 ч.


Этим странным словом называется изменение тональности внутри самой мелодии. Модуляция делается автором для того, чтобы украсить мелодию, оживить ее и разноообразить. Достаточно часто модуляция носит временный характер, при этом мелодия начинается в одной тональности, потом переводится во вторую и снова возвращается в первую.
Иногда модуляция устойчива, при этом мелодия начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Бывают мелодии, в которых модуляция происходит и несколько раз.
Часто применяется модуляция всей песни по инициативе исполнителя, когда следующий куплет любой песни в целом переносится скачком в другую тональность, хотя мелодия этого не требует, то есть это как бы транспонирование в уме по ходу исполнения.
Знание основных приемов модуляций может помочь при подборе аккордов «на слух» и при оранжировке своих собственных мелодий. Наиболее часто применяют такие приемы модуляций:

1 – переход в одноименную тональность.

Минорная тональность переводится в мажорную с такой же тоникой или наоборот, например, тональность C–Am можно перевести в две разные: C–Am ==> A–F#m или C–Am ==>D#–Cm

2 – перевод в тональность вперед или назад на квинту.

Такой перевод можно сделать как через минорную, так и через мажорную части любой тональности.
 Вспомните квинтовый ряд:

.H – E – A – D – G – C – F– A# – D# – G# – C# – F# –H – E ..

Например, тональность C-Am можно перевести в две разные тональности, переведя C в G или в F или же переведя Am в Dm или в Em. Обратите внимание, что несмотря на четыре возможности, образуется только две новые тональности, так как F-Dm это одна тональность, также как и G – Em.
Примеры модуляций для тональности C–Am:

3 – модуляция скачком.

В этом случае без всякой видимой логики все аккорды вдруг сдвигаются в новую тональность и талант композитора состоит в том, чтобы мелодия при этом скачке плавно перешла бы в подчинение чужой тонике.
Примеры модуляций:

Тональность Am в Em

Am - Dm - H7 - Em - Am - Em - H7 - Em

Тональность C в F

C - F - G7 - C/ - C7 - F - A7 - Dm/ - A#m - F - C7 - F

Тональность C-Am в F#-A

Am - E7 - A7 - D/Dm - A - E7 - A

Тональность C-Am в D#-Cm

C - C7 - F - Fm - Cm - G7 - Cm

Попробуйте играть эти примеры аккордами, при этом старайтесь понять какой из аккордов играет роль тоники, относится к трем основным, какие аккорды являются переходными между основными, а какие уже можно отнести к аккордам другой тональности, возникшим после модуляции.