25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Этим странным словом называется изменение тональности внутри самой мелодии. Модуляция делается автором для того, чтобы украсить мелодию, оживить ее и разноообразить. Достаточно часто модуляция носит временный характер, при этом мелодия начинается в одной тональности, потом переводится во вторую и снова возвращается в первую.
Иногда модуляция устойчива, при этом мелодия начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Бывают мелодии, в которых модуляция происходит и несколько раз.
Часто применяется модуляция всей песни по инициативе исполнителя, когда следующий куплет любой песни в целом переносится скачком в другую тональность, хотя мелодия этого не требует, то есть это как бы транспонирование в уме по ходу исполнения.
Знание основных приемов модуляций может помочь при подборе аккордов «на слух» и при оранжировке своих собственных мелодий. Наиболее часто применяют такие приемы модуляций:

1 – переход в одноименную тональность.

Минорная тональность переводится в мажорную с такой же тоникой или наоборот, например, тональность C–Am можно перевести в две разные: C–Am ==> A–F#m или C–Am ==>D#–Cm

2 – перевод в тональность вперед или назад на квинту.

Такой перевод можно сделать как через минорную, так и через мажорную части любой тональности.
 Вспомните квинтовый ряд:

.H – E – A – D – G – C – F– A# – D# – G# – C# – F# –H – E ..

Например, тональность C-Am можно перевести в две разные тональности, переведя C в G или в F или же переведя Am в Dm или в Em. Обратите внимание, что несмотря на четыре возможности, образуется только две новые тональности, так как F-Dm это одна тональность, также как и G – Em.
Примеры модуляций для тональности C–Am:

3 – модуляция скачком.

В этом случае без всякой видимой логики все аккорды вдруг сдвигаются в новую тональность и талант композитора состоит в том, чтобы мелодия при этом скачке плавно перешла бы в подчинение чужой тонике.
Примеры модуляций:

Тональность Am в Em

Am - Dm - H7 - Em - Am - Em - H7 - Em

Тональность C в F

C - F - G7 - C/ - C7 - F - A7 - Dm/ - A#m - F - C7 - F

Тональность C-Am в F#-A

Am - E7 - A7 - D/Dm - A - E7 - A

Тональность C-Am в D#-Cm

C - C7 - F - Fm - Cm - G7 - Cm

Попробуйте играть эти примеры аккордами, при этом старайтесь понять какой из аккордов играет роль тоники, относится к трем основным, какие аккорды являются переходными между основными, а какие уже можно отнести к аккордам другой тональности, возникшим после модуляции.