После многолетнего отсутствия на Зимородке с удовольствием приехал на него в этом году. Первое впечатление: МЫ ЖИВЫ! И это хорошо. Спасибо всему Оргкомитету, снимаю перед ними шляпу. Как многолетний член Оргкомитета фестиваля «Заозерье» обоих составов, могу сказать, что слово «титаническая» применительно к работе, проведенной этими энтузиастами, слишком скромное. Да, были вопросы и непонятки в каких-то моментах, но их, думаю, выскажут многие участники. А вот в том, что уже надо задумываться о следующем ЮБИЛЕЙНОМ «Зимородке» уже сейчас, я нисколько не сомневаюсь.
Лирическое отступление… Каждый год, когда мы готовились к своему «Заозерью», мы придумывали в обязательном порядке некоторую «фишечку», т. е. концерт, который условно можно было назвать «программным» в данном году. Это мог быть концерт военных песен, памяти Окуджавы, Высоцкого, Круппа, памяти поэтов, не вернувшихся с войны, вечер романса… Все эти концерты верстались еще в городе, за месяц-два до фестиваля, а на поляне окончательно формировалась его программа исходя их фактического наличия тех, кто должен быть участвовать. Причем в участию привлекались только те исполнители, в чьем уровне не приходилось сомневаться. Удачей оказалась идея концерта «Дуэт на час». За сутки до него лучшие исполнители, находящиеся на поляне, методом жеребьевки выбирали среди себя напарника по дуэту и готовили 2 песни. Эффект оказался великолепным, в связи с чем ПО ПРОСЬБЕ САМИХ УЧАСТНИКОВ такой концерт проводили еще дважды. Когда мы праздновали 20-летие фестиваля, то обзвонили и пригласили максимально возможное число его участников ЗА ВСЕ ГОДЫ, И был большой концерт со слайд-шоу из фотографий всех этих лет, выступлением лауреатов и дипломантов прошедших лет и одновременным рассказом очевидцев прямо из зала о том, чем запомнился тот или иной фестиваль (приезд особых гостей, ураганы, смерчи, открытия новых имен и т. д.). Это был, по моему ощущению, один из самых долгих и многочисленных по количеству участников и сидящих перед сценой людей, концерт, после которого публика расходилась очень неохотно.
Ну все это лишь преамбула. Теперь перехожу, извините, к «амбуле»
Я помню «Зимородки» 90-х — начала 2000-х. Конкурсные концерты заканчивались самыми сильными номерами, которые вытолкнув души зрителей, стоящих, сидящих, лежащих вповалку друг на друге в тесном зале «Березки» из состояния равновесия в состояние перманентного восторга, оставляли на долгое время ощущения творческого счастья. Может быть этого апофеоза мне чуть-чуть не хвалило после многолетнего зимородкового голодания, на которое я себя зачем-то обрек. В связи со всем вышеперечисленным пришла мне в голову мысль…
Если удастся, как предполагает А.Волков, снизить ценовую планку жития в лагере, то вполне возможно ЗАРАНЕЕ, т. е. уже сейчас (!!!) попытаться пригласить всех бывших участников «Зимородка». Кинуть идею бывшим участникам ансамбля «Аленка» собраться и подготовить 1-2 песни. Через Свету Мамарину можно выйти на Лешу Абрамова, чтобы он с свою очередь попытался собрать всех, кого можно из старого состава хора 17-й школы Заволжья для того, чтобы тоже подготовить пару песен. Возможно, он же сумеет собрать повзрослевших «чижиков». Позвать Дорофеева, анс. «Лирика» из 66 школы (они кстати до сих пор дружат и общаются, регулярно судят ШКАП), вывести на сцену Фильченкову, Молчина, Сергиенко, позвать арзамасцев и т. д. О том, что старый состав «Поиска» тоже должен выйти на сцену, пусть с 3-4, но ЛУЧШИМИ своими песнями, это тоже очевидно. Можно позвать “Ступени», Покровку-18, школьные клубы НИНО. Я со своей стороны попробую подбить «Кота-Нижегородец», как минимум, на приветствие, без которого мы раньше никогда не приезжали на Зимородок, пока не оброжались и не обленились. В общем — идея понятна. Причем начинать надо, если не сейчас, то хотя бы осенью.
Юбилейный фестиваль должен быть насыщен не посиделками в разрозненных фойе, а концертами со сцены, даже если они будут до глубокой ночи. Причем приезд таких людей, как Дорофеев, Веста Солянина, анс. «Меридиан» из Выксы, на мой взгляд, гарантирует полный зал даже в ночное время.
Предлагаю замутить еще какой-нибудь концерт-фишку. Например, концерт романса или лирики, но с одним условием: слово «любовь» в песнях должно отсутствовать. Условное название, допустим: «А это слово мы оставим не затёртым» или еще какой-нибудь слоган. Старшее поколение может затеять концерт к 100-летию комсомола, всё же мы все вышли оттуда, и оттуда же многие наши нынешние «хорошести». Или дискотеку «Для тех, кому за много», типа той, что я застал в последнюю ночь в этом году. Прикольно и неординарно. Только надо всех «дедушек» и «бабушек» позвать заранее.
Теперь о мастерских. На мой взгляд, у мастерских должно быть право не только делегировать не прошедшего через БЖ участника в конкурсный концерт, но в случае единения мнения НЕСКОЛЬКИХ мастерских, изъять участника из числа успешно прошедших через БЖ. Для этого должны совпадать песни, представленные участником на БЖ и в НЕСКОЛЬКИХ мастерских. Зато, сбой объективности БЖ будет нейтрализован результатами работы мастерских. Кстати, мастерские можно начинать не в 11, а в 10. Времени всегда не хватает.
И напоследок о самом больном. О БЖ. Оно должно быть НЕДОБРЫМ! Постоянным, но жестким. На конкурсном концерте может быть неинтересное исполнение песни, но непопадание в ноты через строку — не допустимо.
Понимаю, что силами Оргкомитета из 7 человек все это сотворить немыслимо. Поэтому призываю всех на помощь Оргкомитету. Помощь действенную. Готов взять на себя что-либо, что можно подготовить в НИНО без выезда… Буду говорить напрямую с Володей и Андреем, к чему всех и призываю.
С уважением ко всем, А.Мазур