Конференция клуба самодеятельной песни «Поиск» http://ksppoisk.ru/phpbb3/ |
|
Что же такое авторская песня? http://ksppoisk.ru/phpbb3/viewtopic.php?f=4&t=18 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Serpent [ 26 фев 2004 16:32 ] |
Заголовок сообщения: | Что же такое авторская песня? |
От Александра Евдокимова поступило предложение выделить этот вопрос в отдельную ветку (http://ksppoisk.ru/forum/viewtopic.php?p=123#123), что я и сделал. На Змородке Дим Палыч даже семинар проводил на эту тему. Сложный вопрос. Провожу голосование. принимаю ваши варианты для голосования. Ну и жду обсуждения. |
Автор: | Tiunov [ 28 фев 2004 16:48 ] |
Заголовок сообщения: | |
Вот ведь как... На мой взгляд, так категорично отвечать на данный вопрос не то чтобы трудно, а нельзя. Определение авторской (бардовской) песни, если оное вобще возможно, требует более распространенного ответа. Мне лично ближе симбиоз следующих вариантов: "Песни у костра", "Песни для души" и "Что-то еще". И вот в это "что-то еще" можно вставить еще массу подопределений. Типа - душа бывает разная, для кого-то бальзам на душу и "хэви металл"; у костра можно петь "ГлюкОзу", если она кому-то нравиться... И под гитару (и любой мобильный инструмент) петь можно что угодно, и попса, к сожалению бывает в любом жанре... Во как... |
Автор: | Serpent [ 28 фев 2004 20:23 ] |
Заголовок сообщения: | |
Я ждал такого ответа. Как же доказать правильность судейства и разъяснить обиженным кто прав? |
Автор: | Tiunov [ 29 фев 2004 01:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
В том и дело, что я согласен с тем, что в общем-то любое жюри субъективно, как и любая оценка, зависящая от человеческого фактора. Но мы стремимся свести эту субъективность поближе к минимуму тем, что формируем Большое Жюри из так называемых "искушенных слушателей", людей, которых мы знаем, которые нам и фестивалю, на наш взгляд, близки по духу. И их не один и не два, а несколько составов по семь человек, а это дает собирательное определение авторской песни, сложенное из внутренних ощущений этих самых "слушателей". Согласен, что они скорее оценивают внешний вид, так сказать, исполнения, но и этот отсев тоже необходим, так как судьбы все-таки вершатся на Концерте перед зрителями. А для копания во "внутренностях" есть мастерские с их правом выдвижения в концерт "своего" человека. Да, можно было бы поступить еще круче и приблизится максимально к объективности Жюри - посадить в Большое Жюри Мастеров, но их мало и их во-первых жалко, во-вторых мастерских из-за этого просто бы не было. А доказывать... бесполезно, потому как обиженные всегда будут... |
Автор: | Serpent [ 29 фев 2004 18:56 ] |
Заголовок сообщения: | |
Итак, с жюри всё ясно. По-моему, это всё-таки лучший вариант из всего того, что уже было на прошедших Зимородках. А вот с классификацией можно продолжить. Исключаем категории: 1) рок; 2) поп; 3) блатная, которую у нас еще почему-то называют "шансон"; 4) духовная. Я ничего не забыл? И при этом она должна быть приятна слушателям. Слова играют одну из первых ролей: заставляют задуматься, смеяться и т.д. Музыкальное сопровождение при этом отходит не на второй план, но чуть дальше, чем слова. И без него почему-то обойтись нельзя. Причем, чем лучше техника игры, тем приятнее слушать песню. Кто-то скажет: «А зачем классифицировать это чудо? Пусть живёт у костра и в наших душах, не надо этого! Испортите!» Отчасти он будет прав. Но как тогда сказать: «А вот это уже не авторская песня!»? |
Автор: | Александр Евдокимов [ 02 мар 2004 12:43 ] |
Заголовок сообщения: | попытки нащупать под ногами твердую почву |
1. Слова. Кажется, да: без слов авторской песни не бывает. Если принять эту гипотезу, то остается лишь отделить АП от других направлений, также пользующихся словами. Довольно популярные характеристики искренности и душевности не спасают: многие авторы текстов во всех жанрах переживают то, о чем пишут, стараются ярче выразить то, что думают и т. п. Можно довольно далеко уйти, оттолкнувшись от классификации поэтических жанров. Рок-тексты глубоко символичны, поп-музыка и так называемый "шансон" реалистичны и активно используют языковые "штампы" (или создают их). Где АП? На границе? А что делать со стихотворением известного поэта N, на которое написаны песни во всех трех упомянутых жанрах? Куда дальше? Музыка? Форма? Аранжировки? 2. Профессионализм. Давайте не забывать, что сегодняшняя АП это наследник самодеятельной песни. Поэтому если появление на сцене человека с вокальным и/или гитарным образованием не настораживает (не запретишь же ему!), то такое требование к участникам конкурса, например, уже повод задуматься, по-моему. 3. Инструменты. Вот электрическую музыку в АП, вроде, признавать не принято... Значит, акустика. 4. Музыка. ИВАСИ, Владимир Высоцкий, Михаил Щербаков, Сергей Никитин, Петр Кошелев... И что между ними общего? Мне кажется, что АП 60-х/70-х создала некий жанр в музыковедческом смысле, но я не готов на эту тему рассуждать (образования не хватает). Еще можно о "подаче" поговорить: о том, как представляется то или иное произведение. Когда видишь перед собой "живого человека, о чем-то тебе рассказывающего", понимаешь это оно. А если тебе просто неблизка тема? Или форма? Это ведь все равно может оказаться авторской песней... |
Автор: | VzHobbit [ 03 мар 2004 18:27 ] |
Заголовок сообщения: | |
А мре нравится определение Владимира Ланцберга, партизански подслушанное мной в какой-то его беседе. Смысл такой: авторская песня - жанр, в котором приоритетом и главным выразительным средством являются слова, в противовес, например, року, где ключевую роль играет музыка и звук.. Определение, конечно, не категоричное, но давольно внятное. Хотя мне, в этом случае, ближе пресловутый рок.. Не любой, конечно. Просто я считаю, что музыка, в отличие от текста, передаёт эмоции напрямую, то есть воздействует гораздо сильнее и глубже. Но в движении "Авторская песня" можно найти и компромисс этим двум течениям. Например, творчество Павла Фахртдинова, или Саши Гудзенко (во многом, кстати, ему подражающего, но и помимо этого играющего неплохие песни) Да и вообще Авторская песня постепенно движется к профессионализму, а значит, к более серъёзному отношению к словам и музыке. Слова уже - куда серъёзней! Правда, тоже не у всех.. Остаётся усложнять музыку, что и приводит к нынешнему положению: не то рок, не то блатняк, не то пионерские попевки... Я считаю это движением в "смысловой рок", и меня это радует. Хотя это уже совсем другая тема: что за жанр "рок"... |
Автор: | Serpent [ 03 мар 2004 18:53 ] |
Заголовок сообщения: | |
По прогнозам ученых человечество лет через тысячу станет смуглым и кучерявым (перемешаются все национальности). А может и песни все станут похожие? Когда жанры перемешаются? |
Автор: | Ленок [ 07 мар 2004 19:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
Как сказал Вячеслав Климович: "Авторская песня - это музыкальное интонирование русской поэтической речи". По-моему, самое емкое определение, ни добавить, ни убавить... |
Автор: | Serpent [ 07 мар 2004 19:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
Очень красивое определение. А что такое русская поэтическая речь? |
Автор: | Tiunov [ 09 мар 2004 01:09 ] |
Заголовок сообщения: | |
М-да... И что такое "...музыкальное интонирование..."? Может, и по этим поводам голосование устроим |
Автор: | Ленок [ 09 мар 2004 02:37 ] |
Заголовок сообщения: | |
Музыкальное интонирование - это, вроде, музыка, но музыка "постольку-поскольку", чтобы выделить, проинтонировать текст, расставить свои акценты. Т.е., текст все равно важнее музыки. А русская поэтическая речь? То, что мы называем стихами. Поэзией. Еще Сергей Никитин говорил: "Мы поем стихи". Причем, чаще всего, стихи русские. За редкими исключениями. Почему так получается - не знаю, сами ведь пишете на русские стихи (свои или чужие). (А исключения подтверждают правила). А почему именно на русские? Это надо спросить у тех, кто пишет. Поделитесь! ........Что скажете по поводу всего этого? |
Автор: | snusmumrik16 [ 09 мар 2004 03:07 ] |
Заголовок сообщения: | |
По моему скромному мнению - музыкальное интонирование - это подчеркивание музыкой смысла отдельных слов, фраз и т.д. в поэтическом произведении. А еще - создание ритма. Это позволяет лучше донести смысл текста. Потому как интонацией можно зачастую кардинально искалечить смысл стихов. Или наоборот - спасти слабенькие тексты. Что в общем-то и делает возможным существование исполнителей... А насчет стихов и поэзии (специально разделяю эти понятия) можно трепаться бесконечно. Но это уж каждый сам чувствует - торкает его или нет. Кто чем чувствует - кто душой, кто головой, кто кишками, кто еще каким местом... Но по-моему тут важно вот что: в АП стихи должны и без музыки восприниматься как стихи, а не просто как тексты. Для меня, как для человека в высшей степени неспособного к музыке, механизм ее воздействия на человека остается глубоко загадочным. Поэтому если у песни текст примитивный, то меня, например, великолепное и потрясающее музыкальное сопровождение не тронет. Я считаю, что АП, как и всякое искусство вообще - это способ передачи энергии от человека к человеку. Простите за оперирование такими неопределенными понятиями, но по-другому - не умею. То есть энергия человеческого существа преобразуется в форму, годную для потребления другим человеческим существом. А профессионализм во всех сферах - это просто лучший и более удобный способ организации энергии. Т.е. не бить человека в лоб напрямую, а попытаться применить для этого какое-то поражающее орудие. Или, если угодно, не резать его грязным ножом в чистом поле, а применять для лечения наркоз, хирургические инструменты, лекарства и т.д. В конце концов получается тот же элементарный прогресс, что и везде - от палки к лопате, а теперь вот и до компьютера доросли. И общаемся. Лично для меня, повторюсь, главное в песне - стихи. Ну и чтобы музыка их хотя бы не портила! |
Автор: | Виталий [ 09 мар 2004 13:39 ] |
Заголовок сообщения: | |
На мой взгляд, принципиальное отличие авторской песни от других песенных жанров состоит в обязательном естественном звучании фраз, составляющих содержание песни. В оперном искусстве или в эстрадной песне распространены композиторские или исполнительские приемы, которые, согласно замыслу автора песни или ее исполнителя, должны показать уникальные возможности этого исполнителя (голос и т.п.), фактически - его превосходство над зрителями. Это прямо противоположно жанру авторской песни, в котором музыкальная и интонационная составляющая направлена на содержание, а не на самовыражение исполнителя. Авторская песня очень близко подходит к поэзии в той ее части, которая пишется для чтения вслух, а также к исполнительскому искусству художественного слова. При этом добавление музыкальной составляющей с одной стороны, расширяет диапазон средств, доступных для выражения содержания, а, с другой стороны, сковывает исполнителя, в недостаточной мере владеющего музыкальными средствами. |
Автор: | Александр Евдокимов [ 09 мар 2004 14:59 ] |
Заголовок сообщения: | |
Мне очень понравилось предыдущее сообщение. Получается, что слова важны не как хорошие стихи, а как способ удостовериться в том, что перед нами живой человек с тем, о чем он нам рассказывает... Слушая авторскую песню, мы всегда "вступаем в контакт" (см. сообщение чуть выше о передаче энергии) с конкретным человеком исполнителем; иногда он оказывается еще и автором, но слушатель всегда общается только с исполнителем. Подходит ли сюда театральный критерий: верю-не верю? А как быть со "смысловым роком"? Есть ли задача отгородиться от него определением? Если да, то мы, как мне кажется, заговорим об авторской песне как о музыкальном направлении. |
Автор: | Sitr [ 11 мар 2004 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | |
Если на то пошло, то мне тогда ближе "смысловой рок", так как во мне музыки больше чем поэзии. Я например не могу представить ту или иную песню без музыки. Когда я слушаю исполнителя я, в первую очередь, покупаюсь именно на музыку и на "музыкальное интонирование". Я не говорю, что стихи не вожны, ведь АП "задумывался" как поэтический жанр, но современная АП намного мелодичнее, как многие говорят, припопсовие. Я с этим в корне не согласен. Конечно бывают там всякие "БАРДЫ", но таких никто всерьёз не воспримет. Просто многим,(услышавшим первый раз) песня запоминается как мелодия, а не как стихи. Возмите хотя бы творчество Софронова. |
Автор: | Александр Евдокимов [ 12 мар 2004 15:18 ] |
Заголовок сообщения: | |
Sitr писал(а): Если на то пошло, то мне тогда ближе "смысловой рок"... Тогда давайте уточним определение. О чем именно речь идет? Sitr писал(а): Я например не могу представить ту или иную песню без музыки. Когда я слушаю исполнителя я, в первую очередь, покупаюсь именно на музыку и на "музыкальное интонирование". Я не говорю, что стихи не вожны, ведь АП "задумывался" как поэтический жанр, но современная АП намного мелодичнее, как многие говорят, припопсовие. Я с этим в корне не согласен. Не надо путать попсовость (расчет на массы, на легкий успех и использование соответствующих тому выразительных средств) и интересные музыкальные решения. В умозрительном "сейчас" стало больше и того и другого: потому что сам жанр стал популярнее, и увеличилось число участников. Sitr писал(а): Конечно бывают там всякие "БАРДЫ", но таких никто всерьёз не воспримет. ОЙ! А это что имеется в виду? Sitr писал(а): Просто многим,(услышавшим первый раз) песня запоминается как мелодия, а не как стихи...
Есть такие; трудно спорить. Но ими не исчерпывается аудитория. |
Автор: | Serpent [ 12 мар 2004 15:57 ] |
Заголовок сообщения: | |
Цитата: Конечно бывают там всякие "БАРДЫ", но таких никто всерьёз не воспримет.
Я очень трепетно отношусь к этому слову и не с каждым, кто сам себя этим словом называет, согласен. Мы еще не обсуждали такое понятие, как тематика. Например, я не могу назвать бардовскими песни про Афганистан, горы, БТРы и т.д. почему-то. Хотя по смыслу жанра это как раз они и есть. |
Автор: | Вячеслав [ 10 апр 2004 00:13 ] |
Заголовок сообщения: | |
Ребята, не хочу воровать чужие мысли "Музыкальное интонирование русской поэтической речи" - это, как написала Ленок, не мне принадлежит. Это сказал Леонид Альтшулер из Тулы. Просто эта достаточно точная фраза имеется в предисловии к моей книге "Гитара в авторской песне", которое написано А. Костроминым. Что до этой мысли, то она, на мой взгляд, очень точна за исключением слова "русской". Есть потрясающе красивая украинская и белорусская авторская песня. Есть, кстати, и польская. По своим средствам выразительности никаких отличий от русской АП практически нет. |
Автор: | mouse [ 27 май 2004 15:45 ] |
Заголовок сообщения: | |
А мне всегда казалось, что авторская и бардовская песни - это совершенно разные вещи. К примеру: Высоцкий и Башлачев - барды, но к авторской песне не имеют никакого отношения. Или вы думаете иначе? |
Автор: | Serpent [ 04 июн 2004 21:20 ] |
Заголовок сообщения: | |
Нет, Наташ, не согласен. Насчёт Высоцкого. Про Башлачева не знаю: не слышал. Или слышал, но не знал, что это он. |
Автор: | sunnshape [ 16 май 2005 12:40 ] |
Заголовок сообщения: | |
Я бы назвал в качестве главного критерия - то к чему относит свое сочинение сам автор. Башлачев и Умка относил/относит себя к рок-музыке. Ланцберг - к авторской песне. |
Автор: | Оноре [ 05 окт 2005 14:09 ] |
Заголовок сообщения: | Авторская песня |
Добрй день! Я новичок на форуме, и потому, наверное, не совсем уместно обсуждать то, на чём поставлена точка... И всё же. Авторская песня, как я полагаю, - это, во первых - Гармония (с большой буквы): слова (смысл, содержание)+ музыка+ голос+интонация+искренность исполнителя. В интерактивном опросе наверное следовало бы поставить вопрос не "Песня для души", а проще - "Песня Души" . А по большому счёту, зачем искать универсальные определения тому, что всё равно останется для каждого из нас тем, что не выразить словами, главное, чтобы к тому, что легло на сердце не прилипала всякая новомодная шелуха, претендующая на какое либо направление в системе АП . |
Автор: | Serpent [ 07 окт 2005 16:41 ] |
Заголовок сообщения: | |
Немного о бардах Песни под гитару бывают четырех основных типов. 1. За перевалом перевал Это героические песни о героических людях героических профессий: бурильщиках, стропальщиках, верстальщиках и т.п. Метод исполнения: соло. Взгляд вдаль. Публике полагается сидеть с суровыми лицами и не смотреть друг на друга: о серьезном надо думать в одиночку. Ключевое понятие: преодоление. Вокабулярий: магистраль, тайга, туман, пронзило, застыло, настоящий, будни, река, нелегкий, вертолет, надолго, вспоминать и т.п. Типичная рифма: век - человек. Главная мысль: есть такое слово - надо. После того, как прозвучал последний аккорд, надо несколько секунд посидеть в тишине. Можно тяжело вздохнуть, закурить, или крякнуть, опрокинуть в себя кружку спирта и широким жестом вытереть губы. 2. Ласточка моя нежная Это в порядке компенсации за постоянный героизм. Дескать, и мы лирики не чуждаемся. Метод исполнения: вполголоса, проникновенно. Вокабулярий: солнышко, встречаться, разлука, суждено, моя рука, твоя рука, вспоминать и т.п. Типичная рифма: вновь - любовь. Главная мысль: ты только жди. Признак мастерства: не глядеть во время песни на ту женщину, которой эта песня посвящена. У нее от этого страсть разгорается. Страсть, разумеется, платоничская. Главная отличительная черта таких песен - бесполость. В песнях Пугачевой и то больше *****, честное слово. Остерегайтесь женщин, которым нравятся такие песни (как, впрочем и песни любого другого из перечисленных видов). Во время первого свидания такая женщина потащит вас в лесок и там, кинув кокетливый взгляд (из-под "дрогнувших ресниц"), внзапно начнет бегать среди берез, цепляясь руками за стволы и хохоча. Предполагается, что вы должны пуститься вдогонку. 3. Когда мы едины, мы непобедимы Люди радуются тому, что они не одиноки в своих терзаниях и стремлениях. После таких песен возникает сплоченность и твердая убежденность в том, что и весь остальной мир страшно рад такому единению, и вообще - все люди братья. То есть, существуют, конечно, придурки и снобы, которые не любят песен под гитару, но их так немного, что говорить смешно. Метод исполнения: хором и с озорными поглядываниями друг на друга. Потом, если хорошо пошло, стоит взяться за руки или даже обняться и начать раскачиваться в такт. Вокабулярий: вместе, плечо, гитара, свеча, навсегда, навеки, вопреки, дружба и т.п. Типичная рифма: года - города - никогда. Из всех видов песни под гитару этот наиболее социально опасный, поскольку чем больше народу в хоре, тем лучше получается. Слышать должны все. В последнее время такие песни особенно хорошо идут в хоровом исполнении с больших сцен. Это называется "сборный концерт": разные исполнители шарашат по две-три песенки, а потом все вместе - что-нибудь из своих гимнов. То есть либо "Возьмемся за руки, друзья", либо "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". 4. Песенка про песенку Чтобы избежать упреков в постоянной серьезности, наши самодеятельные поющие таланты иногда позволяют себе пошлить. Часто это песенки про животных и прочие непотребства. Зверушки в этих песнях препотешные! Метод исполнения: в основном дуэтом. Лучше - разнополым. Еще лучше - семейным. Из главных приемов следует выделить взаимные подмигивания и сюсюкающий вокал, иногда доходящий до имитации голосов животных (как их себе представляют исполнители). Преобладают уменьшительно-ласкательные формы, от чего коэффициент сюсюканья утраивается. Вокабулярий: понарошку, спозаранку, солнышко, лыжи, печка, свечка, поляка, пенек. дружок, пирожок и т.п. Типичная рифма: ку-ку - ку-ка-ре-ку. Главная мысль: отсутствует. Не пытайтесь понять, о чем эти песенки. Чем меньше смысла, тем лучше: тогда у человека неискушенного может возникнуть иллюзия, что не обошлось без скрытого смысла. До сих пор попадаются идиоты, которые верят, что песенка про "большой секрет для маленькой компании" - это блистательно замаскированная сатира на Политбюро ЦК КПСС. Среди любителей песни под гитару вообще бытует мнение, что это именнно они развалили советскую империю. Posted by Воффка at 06.10.05 11:28 |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |