25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Названия многих ритмических рисунков аккомпанемента имеют отвлеченный характер, просто у меня не нашлось других слов для их обозначения. Можно придумать свои названия, лишь бы дело двигалось вперед.

Ритмы марша

Марш это музыка равномерного движения на 4 шага, поэтому в марше все 4 доли звучат ударно и одинаково по громкости.
 – Жесткий марш
Один из самых простых рисунков. Используется для аккомпанемента песен с четким маршевым ритмом, с четким и суровым текстом, играется уверенно и громко, особенно хорош в большой компании. Темп – медленный.
 – Мягкий марш
Это также один из самых простых рисунков. Используется для аккомпанемента песен с более мягким маршевым ритмом, с четким и простым текстом, играется уверенно но негромко. Темп - медленный.
Исполнение щипком придает этому рисунку строгость и четкость, но громкость его значительно ниже, он используется для маршевых, суровых и четких песен с медленным темпом.
 – Марш щипком
Исполнение щипком придает этому рисунку строгость и четкость, но громкость его значительно ниже, он используется для маршевых, суровых и четких песен с медленным темпом.

Блатные ритмы

Слово «блатные» означает только то, что это ритмы очень простых песен. Как правило, такие ритмы играются в размере 2 и легко переводятся на размер 4 и наоборот.
 – Блатной 1
Очень строгий и четкий негромкий рисунок, используется для суровых и четких песен как с быстрым, так и с очень медленным темпом, может звучать тихо и громко.
 – Блатной 3
Строгий, но не очень четкий, громкий рисунок, используется для простых песен со средним и быстрым темпом.
 – Классический блатной
Обратный удар указательным пальцем в 4 движении очень оживляет рисунок ритма и делает его универсальным. Используется очень часто для мягкого аккомпанемента песен с простой мелодией как с медленным, так и с быстрым темпом, может передать как мягкость мелодии, если удар большого пальца растягивать и смягчать, так и громкий четкий ритм для пения в большой компании.
 – Блатной с басом
Здесь удар большого пальца заменен щипком. Это придает рисунку ритма острый характер, делает его очень четким, позволяет варьировать басовую струну, разнообразить ноты в аккорде.

Кантри


Немного сложный для освоения, но очень интересный рисунок ритма, который имитирует звук банджо в американских народных песнях. Сложность и особенность состоит в том, что щипок на цифре 3 делается на открытой струне, а удар после лиги выполняется пальцем только левой руки на эту же струну на 1..3 ладу.
Играется в быстром темпе.

Казачий


Этот очень строгий и четкий негромкий рисунок назван «Казачий» только за то, что он идеально имитирует движение на лошади в казачьем седле. Он используется для суровых и четких песен с медленным темпом, может звучать и громко и тихо. Рекомендуется басовую ноту брать на разных струнах.
Ритм должен звучать очень равномерно с глушением после второго и четвёртого щипка. Для глушения нужно слегка ослабить давление пальцев левой руки на струны, не снимая их со струн.

Тарантелла


Тарантелла – это итальянская мелодия с очень озорным и быстрым рисунком темпа, характерным тем, что каждая вторая доля звучит с небольшой задержкой, создавая внутри каждой четной четверти движение на 2 доли.
 – Тарантелла щипком
Тарантелла щипком имеет меньшую громкость и большую четкость исполнения.
 – Тарантелла перебором
Очень красивый рисунок аккомпанемента, четкий и острый. Особая красота достигается, когда каждая тройка звуков (триоль), выполняемых перебором оранжирует свой аккорд. Вместо двух басовых щипков можно использовать один или, наоборот, четыре.

Твист


 – Твист


 – Твист с басом

Твист – это модный когда-то танцевальный ритм, характерный тем, что все 8 долей в нем имеют одинаковую длительность, одинаковую громкость, практически без акцентирования. Это дает аккомпанементу высокую динамичность, эффект стремительного движения.
Тот же рисунок с щипком басовой струны увеличивает остроту и четкость позволяет варьировать басовую струну, разнообразить ноты в аккорде.

Балалайка


Удары указательного пальца выполняются мягко и неторопливо, в-основном по тонким струнам, имитируя звук балалайки.
 – Балалайка с басом
Внешне похожий на предыдущий, этот ритмический рисунок, акцентированный чётким звуком баса может использоваться для более быстрого темпа, хотя может использоваться и в медленном, удары могут быть тихими и интимными, тогда сохранится балалаечная манера аккомпанемента, но могут быть также сильными и акцентированными, такой рисунок пригоден для аккомпанемента эстрадных мелодий.
Очень эффектен такой же рисунок, в котором все удары очень мягко выполняются движениями вверх или вниз мягкой частью подушечки большого пальца, акцентируя басовую струну в первом ударе, или проводя удар по трём толстым струнам. Тогда аккомпанемент получается очень мягким и уютным, но негромким.

Блюз



 – Блюз



 – Блюз с басом


Блюзы – это медленные по темпу но яркие и страстные мелодии. Особую окраску им придают паузы между ударами, которые выполняются на первую и третью долю триолей.
Удары на цифрах 2 и 4 , делаются более остро и ярко, чем обычно. Удар или щипок большим пальцем на цифрах 1 и 3 делается мягко, растянуто, но достаточно громко.
Щипок басовой струны придает аккомпанементу четкость и остроту.
Блюз играется, как правило, в медленном темпе.
 – Быстрый блюз
Такой же рисунок в быстром темпе, если акцентировать удары, придает четкость и остроту аккомпанементу. От мягкого блюза, собственно, уже ничего не остается, это ритм шагающего человека, ритм упрямого движения, очень любимый туристами.

Колесо


Довольно сложный для исполнения рисунок создает эффект непрерывного динамичного, но ровного движения, катящегося колеса. Играется, как правило, неторопливо, при этом все 8 ударов должны иметь одинаковую громкость и строгое равномерное чередование.

Арпеджио


Прием игры «арпеджио» выполняется медленно и плавно, поэтому он применяется для аккомпанемента песен с медленным темпом, негромких и мелодичных. Этот рисунок очень мягкий, ритмически нечеткий.
Основным звуком, определяющим ритм аккомпанемента является последний звук, его громкость, как правило, должна быть наибольшей.
 – Щипковое арпеджио
Щипковое арпеджио выполняется щипком всех пальцев правой руки, начиная от большого к мизинцу, что делает его ритмически острым, четким, с выделением высоких звуков, позволяет также изменять ноты как в басу, так и на тонких струнах, он напоминает по звучанию звук арфы и поэтому используется в неторопливых, очень мелодичных песнях, романсах, серенадах. Основным звуком, также является последний звук.

Адажио


Аналогичный прием с комбинацией щипковых элементов, позволяет уменьшить время звучания гитары в аккомпанементе, отдать больше возможностей для звучания голоса, но при этом сохранить четкий ритмический рисунок.
Комбинированные щипки могут быть заменены одиночными.
Используется для аккомпанемента тихих и нежных серенад и романсов.

Переборы


Классический, универсальный прием, называемый «переборы».
Цифры сверху показывают рекомендуемое движение пальцев по тонким струнам, а буквы над ними – те пальцы, которыми исполняется щипок:
«у» – указательный, «с» – средний, «б» – безымянный.
Исполнение щипком позволяет менять и басовые и тонкие струны, непрерывно менять рисунок аккорда, украшая аккомпанемент. Движение пальцев по струнам может быть и другим, но при этом нужно стараться, чтобы всегда на определенной струне стоял определенный палец. Ни в коем случае нельзя играть на трех струнах одним или двумя пальцами.
Используется для негромких, очень мелодичных песен, обычно в невысоком и даже очень медленном темпе. Каждая нота должна звучать чисто, без дребезга и без искажений.

Полупереборы


Этот рисунок назван «Полупереборы» за то, что здесь звучит только половина полного круга переборов. Цифры сверху показывают рекомендуемое движение пальцев по тонким струнам, а буквы над ними – те пальцы, которыми исполняется щипок.
Добавленный басовый щипок лишает этот рисунок некоторой доли романтизма, зато упрощает его исполнение и увеличивает четкость аккомпанемента.
Это один из самых простых ритмических рисунков. Рекомендуется для начинающих.

Кадриль


Название «Кадриль» взято за то, что этот рисунок хорошо подходит для аккомпанемента русского танца кадриль. Это очень четкий, ровный и острый рисунок ритма. Он состоит из двух разных половинок, первая содержит паузу в триольном участке, отмеченном сверху цифрой «3», а вторая - это чёткий блатной.
Такое сочетание придаёт ритмическому рисунку очень озорной, танцевальный характер. Играется обычно неторопливо.

Восьмерка


Знаменитая «восьмерка» – ритм Испании, ритм, передаваемый поколениями мальчишек из рук в руки. Довольно сложный для исполнения рисунок создает эффект непрерывного динамичного, но ровного движения. Играется, как правило, неторопливо. Все удары мягкие и чёткие.
Ритм восьмерки условно состоит из трёх групп, некоторые удары каждой группы акцентируются более громким и резким исполнением – это удары на цифрах 1, 5 и 7. Именно этот ритмический перекос и создает незабываемый эффект звучания.
Ритм восьмерки особенно красив при игре на закрытых аккордах, при этом желательно заглушать звучание на цифрах 3, 6 и 8.

Мэлагуэнья


Сложный для исполнения рисунок также создает эффект динамичного, но ровного движения. Играется, как правило, быстро, поэтому требует точной техники исполнения и долгой тренировки. Может исполняться на открытых аккордах.
Медленный, четкий и очень острый ритмический рисунок. Басовая нота играет попеременно роль ударного, акцентированного звука и затем пассивного. По своей ритмике очень напоминает «восьмёрку», но выполняется гораздо более чётко.

Испанский


Острые удары, острый щипковый бас и ногтевое арпеджио напоминают латиноамериканские ритмы с кастаньетами. Играется неторопливо, но азартно.