25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Это интересное свойство принадлежит некоторым септаккордам.
Оно заключается в том, что для некоторых типов септаккордов существует другой тип септаккордов, построенный от другой тоники, но содержащий точно такие же ноты как и в первом.
С этим эффектом быстро встречается любой начинающий гитарист, и большинство из них, просто закрывают глаза, не пытаясь понять, в чём собственно дело. А оно вот в чём.
Возьмём трезвучия До мажор и Ля минор:

G#-A--A#-H--C--C#--D--D#--E--F--F#-G--G#-A--A#-H--C--C#
------------T-------------2--------3--------------T-==>C
---T--------2-------------3--------------С--------2 ==>Am

Казалось бы, ну что в них общего? Хотя уже сейчас видно, что ноты C и E имеются в обоих трезвучиях. Теперь вставим в оба трезвучия по одной ноте: ноту A (6) в первое и ноту G (7) во второе.

G#-A--A#-H--C--C#--D--D#--E--F--F#-G--G#-A--A#-H--C--C#
---6--------T-------------2--------3-----6--------T-==>C6
---T--------2-------------3--------7-----T--------2 ==>Am7

Теперь состав нот абсолютно одинаков. Каждая нота в каждом септаккорде выполняет разную роль, однако на гитаре они будут выглядеть абсолютно одинаково C6 = Am7:

Гитарист не раз столкнётся с тем, что вместо минорного аккорда, которого можно ожидать по логике развития мелодии, в обозначении вдруг появится странный мажорный или наоборот. Это вызывает путаницу и хорошо ещё, если предложенный взамен аккорд имеет правильную расшифровку. Однако в выпускаемой литературе ошибки очень часто встречаются. А вдруг это вовсе не ошибка, а тонкий замысел автора, разобраться сразу бывает очень непросто.
Что делать? Наверно в первую очередь надо понять, что двойственность, как показано выше, имеет право существовать в самой теории построения аккордов.
Во-вторых надо запомнить, что наиболее часто двойственность проявляется у аккордов, построенных на тониках двух основных частей тональности. Ниже приведена таблица равных аккордов, построенных по этому принципу.

C6  C6#  D6  D#6  E6  F6  F#6  G6  G#6  A6  A#6  H6
Am7 A#m7 Hm7 Cm7 C#m7 Dm7 D#m7 Em7 Fm7 F#m7 Gm7 G#m7

Конечно же, запоминать их совершенно не нужно. Полезно только понять принцип появления двойников. Чтобы понять, какой же аккорд должен быть на самом деле, попробуйте заменить его в мелодии чистым трезвучием, минорным или мажорным, и то, что наиболее подойдёт в данной ситуации, следует считать исходным.
И ещё очень важно постоянно разучивать новые мелодии и постоянно осмысленно узнавать новые гармонии, критически и с умом относиться ко всем новым гармоническим переходам, повторять их десятки раз, обогащая свою практику, узнавать и осваивать новые тональности, пытаться самому отыскать новые законы гармонии.
А для начала можно попробовать ещё одну пару двойников: G7+ = Hm5+.
Если интересно, найдите остальные 11 пар, посмотрите состав нот в этих аккордах, сыграйте их на гитаре. Удачи!