25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


То, что здесь написано читать не обязательно, а учить не нужно и подавно. Можно научиться играть аккорды и не читая о музыке. Но для того, кто хочет немного понять, как получается музыка, это должно быть и любопытно и полезно. Большая часть этой информации не объясняется в музыкальных школах.
Тот, кто впервые соприкасается с учебниками музыкальной грамоты бывает ошеломлен целой кучей непонятных терминов: названия нот, ключей, гамм, хитрых терминов на итальянском языке, кажется, что простому смертному всего этого никогда не понять. И у многих страх отбивает желание учиться на всю жизнь. А это ужасно обидно и неправильно.
Но в то же время любой, у кого есть музыкальный слух, подойдя к фортепиано, сумеет одним пальцем сам подобрать несложную мелодию, не зная вообще никаких нот и терминов. Так что не надо бояться непонятного. Слух и желание помогут одолеть сложности любой терминологии.
Вспомним из школьного курса физики, что такое звук? Звук – это колебания воздуха. Человеческое ухо слышит звуковые колебания разной частоты от 20 Гц до 20 кГц. В то же время, слух человека странно и интересно, даже загадочно устроен. Не все звуки могут стать нотами и создать музыку. Нашим ушам приятно слышать только те звуки, частоты которых относятся друг к другу как простые арифметические цифры, например, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. Это величайшая основа музыки:
«Чем дроби проще, тем нам приятней звуки».
А ведь именно такие звуки могут возникать в пустых резонирующих сосудах. Древние люди давно это заметили. Они брали пустой ствол дерева, закрывали его по торцам кожей и били палками. Или брали пустой ствол бамбука и дули в него. Получалась первая музыка.
Пустой корпус простейшего музыкального сосуда имеет свойство поддерживать звук главной резонансной частоты, то есть какой-то определенный звук дольше всего звучит в этом сосуде и не гаснет. Кроме того, в этом сосуде наиболее хорошо звучат гармоники этой главной частоты, то есть звуки, частоты которых относятся к резонансной как простые дроби. Эти звуки звучат в сосуде долго и красиво. А остальные звуки в нем гаснут, затухают.
Резонансными свойствами обладают не только сосуды, но и стержни, струны, тонкие пленки. То есть что получается? Природа так сделала, что людям приятны именно те звуки, которые чаще всего появляются в природе, в самых простых предметах и явлениях.
Человеку кажется музыкой звон сосулек, звук капель воды, свист ветра в раковине, гудение туго натянутой тетивы лука. Тогда что же такое ноты?
Ноты – это простые звуки разной частоты, которые приятно слышать нашим ушам. Это звуки, частота которых математически связана друг с другом в четком соответствии с законами природы.
Чем больше частота, тем «выше» нота, чем меньше частота, тем «ниже» нота. И эти частоты для нот подчинены простым законам арифметики и физики. Самая простая дробь – это отношение 1 к 2. Если одна частота больше другой ровно в два раза, то для нашего уха эти две ноты звучат как одна, только одна звучит «толще», а вторая – «тоньше».
Если же взять простые дроби и расставить их в порядке возрастания от 1 к 2, то мы получим привычный нам с детства ряд простых нот:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До


Примерно так можно изобразить график изменения частоты звука для ряда простых нот. Каждая ступенечка – это повышение частоты. Этот ряд имеет очень важную особенность, которая была известна еще древним грекам. Соотношение частот (высота ступенек) между нотами Ми-Фа и нотами Си-До почему-то в два раза меньше, чем все остальные. Если бы этого не было, то не было бы черных клавиш у рояля и вся музыка была бы намного проще.
«Интервалом» между двумя нотами называют расстояние, измеренное количеством маленьких ступенечек, их называют «полутон».
Если интервалы между нотами нарисовать стрелочками, то получится такая картинка:

Самый маленький интервал стали называть «полутон». А два полутона, если их сложить, дают интервал, который уже называется «тон». Древние инструменты именно так и были настроены. У них было только семь нот и никаких посторонних звуков. И какое-то время семи нот всем хватало.
 Но годы шли, музыка развивалась. Оказалось, что не все ноты, которые может спеть человек, можно сыграть например, на гуслях. Допустим, у нас есть мелодия
Ре-Ми-Фа-Соль, а мы хотим сыграть такую же мелодию, но только начать ее от ноты Фа:

Тогда вместо Ре будет Фа вместо Ми будет Соль а вместо Фа и Соль поставить нечего, нет таких нот! Что делать? Музыканты подумали и придумали новые дополнительные ноты, которые расположены посерединке между основными и называются также как основные, но с прибавкой слова «диез», что значит, повышенный. Эта прибавка обозначается знаком «#». Кроме этого слова применяют слово «бемоль» и знак «b», означающий, наоборот, понижение на полтона.
И теперь нот стало не 7 а 12. Это был скачок в истории музыки.
Дополнительных нот всего пять. На клавишах фортепиано они все выделены черным цветом и стоят во втором ряду. А на гитаре все ноты на грифе расположены одна за другой и никаким цветом не выделены. Все интервалы между нотами на гитаре равны одному полутону.
Вот так выглядит часть клавиатуры фортепиано. Всегда слева от того места, где стоят две черные клавиши находится нота До.

Несмотря на то, что ноты с диезами появились как «дополнительные», они стали совершенно равноправными нотами. Нельзя считать их какими-то особенными. Все ноты по значимости абсолютно равны. И неправильно считать, что нот всего 7. Нет, их число равно 12! И все равны! Любую мелодию можно начать играть с любой из нот и она будет звучать для слуха одинаково, только чуть выше или ниже. Это очень важно понять и запомнить.
Однако это тоже произошло не сразу. Сначала музыканты ещё пытались сохранить чистоту природного звучания нот и пытались рассчитывать их частоту через дроби. И неожиданно оказалось, что звук, например, полученный от ноты ДО на полутон выше её, не такой же, как звук от ноты РЕ, полученный на полутон ниже. И музыканты попали в тупик.
Революцию в музыке совершил органист Андреас Веркмейстер в 1691 году, когда он предложил узаконить равенство 12 нот между собой и установил закон, по которому можно рассчитать частоту любой ноты: она отличается от предыдущей на «корень двенадцатой степени из двух». Именно по этому закону гриф гитары разделен ладами на участки, размер которых плавно уменьшается, это видно без всяких измерительных приборов.

После введения этого закона все ноты стали равны между собой, по своей значимости. Любая мелодия теперь могла начинаться с любой ноты, однако некоторые из них стали чуть-чуть отличаться от идеальных нот, которые мы слышим в природе. Чуть-чуть. Только люди с очень тонким слухом могут это заметить. Мы дальше не будем обращать на этот факт никакого внимания.
История музыки корнями уходит далеко в прошлое. Это прошлое для тех, кто начинал его, было таким же естественным и простым, как природа. А нам, потомкам достались непонятные названия, странные обозначения. И наша задача - понять все это и отсеять исторические атавизмы. При этом нам надо сделать так, чтобы мы могли читать обозначения в книгах и сборниках песен, общаться друг с другом. Поэтому, к сожалению, нельзя полностью выбросить всю старую систему обозначений, придется привыкать к ним.
Так, например, старые названия нот взяты из первых букв в каждой строчке старинного церковного гимна на латинском языке и нота «ДО» взята из первого слова DOMINICUS, то есть названия нот к музыке никакого отношения вообще не имеют. Но все музыканты к ним привыкли, и мы будем называть ноты по-старому.
Другой пример. Раньше основной считалась не мажорная гамма До-мажор, как сейчас, а минорная гамма Ля-минор. Ступени или номера этой гаммы обозначались первыми буквами латинского алфавита A B C D E F G:

Ля–Си–До–Ре–Ми–Фа–Соль   Ля минорная гамма
А  B  C  D  E  F  G      обозначения ступеней

Когда основной стала мажорная гамма До-мажор, в принятой системе обозначений не хватило буквы для ступени ноты Си бемоль. Её украли ужасно популярнрные в те годы джазовые музыканты, у которых эта нота является одной из основных на духовых инструментах. Буква «B» с тех пор стала означать ноту Си бемоль.
А что было делать с нотой Си? Недолго думая, для нее добавили следующую латинскую букву после G, появилась латинская буква «H».

До–Ре–Ми–Фа–Соль–Ля–Си–До     До мажорная гамма
С  D  E  F  G    A  H  C      обозначения ступеней

Именно эти латинские буквы обозначения применяют сейчас для обозначения аккордов. Эти буквы придется постепенно заучить наизусть. Нужно также хорошо запомнить знак # диез, означающий повышение на полтона. Кроме этого знака часто применяют знак b бемоль, означающий, наоборот, понижение на полтона. При этом нужно понять, что:

нота До диез равна ноте Ре бемоль    C# = Db
нота Ре диез равна ноте Ми бемоль    D# = Eb
нота Фа диез равна ноте Соль бемоль  F# = Gb
нота Соль диез равна ноте Ля бемоль  G# = Ab
нота Ля диез равна ноте Си бемоль    A# = Hb = B

После этой небольшой прогулки в историю мы вернемся к изучению гитары и постараемся не столько зубрить названия, сколько понимать, как они возникают и что с ними можно делать.