25 ноября 2017 года в 18 ч. в Доме учёных состоится концерт «Время наших песен» при участии КСП «Поиск», известных российских бардов.


Итак, у Вас в руках налаженная и настроенная гитара. С чего начать? Спрячьтесь от всех, закройте двери, чтобы никого не раздражать. Ощупайте новую спутницу своей жизни всю целиком, оглядите все её части, тихонько погладьте деки, они гладкие, постучите по ним, они должны немного гулко звенеть, как барабан, подёргайте за струны и убедитесь, что из большой дырки выходит звук.
Правильная посадкаТеперь нужно правильно сесть. Привычку правильно садиться нужно вырабатывать с первых же занятий. Сидеть нужно всегда удобно, с прямой спиной, лучше на высоком и твёрдом, чем на низком и мягком. Под левую ногу специалисты советуют (и правильно делают) подставить опору высотой примерно с волейбольный мяч. Это может быть специальная скамеечка, или ящик от посылок, или просто сложенное во много раз одеяло, неважно.
Перед собой нужно иметь стол или столик или хотя бы стул, на котором будут лежать тетради и пособия, авторучка. Подойдёт закрытое крышкой пианино или кухонный буфет. Запомните, такая подготовка должна быть выполнена на каждом занятии! Поставьте левую ногу на подставку, на колено выемкой корпуса положите гитару так, чтобы колки грифа были приподняты на уровень левой щеки. Правой рукой (локтём) слегка обопритесь на самую выступающую часть корпуса, а кисть положите на струны ладонью вниз, слегка прижав их.
Найдите такое положение локтя правой руки на корпусе, при котором вы сможете много много раз, не снимая локтя, отвести кисть от струн и снова поставить её точно на то же самое место. Сделайте это не меньше ста раз! Убедитесь, что правой руке удобно. Левая рука должна быть опущена.     
Во время касания струн попробуйте слегка сдавить большим и средним пальцем самую толстую струну к самой тонкой, а при отводе кисти заставьте струны выскакивать из-под пальцев и звучать. Сделайте это много раз так, чтобы повторять всё в точности, не глядя на гриф или с закрытыми глазами.
Сделайте то же самое четырьмя пальцами, при этом безымянный, средний и указательный палец должны одновременно касаться соответственно первой, второй и третьей струны. Это упражнение также сделайте много раз. Три тонкие струны и самая толстая должны выскальзывать из пальцев одновременно, пальцы должны сдавливать струны, как будто стеклянную ёлочную игрушку, которая вся выскальзывает, когда кисть отводится в сторону. Пальцы должны стоять на струнах перпендикулярно верхней деке. Это упражнение нужно довести до степени автоматизма, выполнять его вслепую.
Научитесь правильно подводить левую руку к струнам. Главное, что нужно запомнить: левая рука должна напоминать виток спирали, все её суставы должны загибаться только вовнутрь этой спирали, а пальцы на конце должны смотреть на струны перпендикулярно к грифу. Большой палец должен охватить гриф сзади. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы подушечки пальцев прижимались к поверхности грифа, струн следует касаться только кончиками пальцев из-под ногтей. Если ногти мешают, их надо подстричь короче. Рука должна найти удобное для неё положение, такое, в котором она могла бы находиться длительное время, не меньше часа.
Попробуйте прижимать отдельные струны и дёргайте их, при этом добейтесь, чтобы звук получался чистым, без дребезга, делайте это много раз, пока не ощутите, что каждое нажатие производится правильно. Запоминайте гриф, привыкайте к нему.
Ни в коем случае не надо разворачивать корпус гитары к себе, чтобы видеть всю поверхность грифа. Достаточно и то, что видно параллельно грифу. Потренируйтесь быстро и точно попадать на 3 – 5 – 7 лады, делая все упражнения сначала очень медленно, и доведите это упражнение до возможности выполнять его вслепую.
Теперь переходите к аккордам. Начинайте с самых простых и благозвучных, лучше с чистых мажорных трезвучий: C, D, E, A, G. Для каждого аккорда добейтесь чистого звучания, пока его не будет, нет смысла двигаться дальше.
Заниматься следует не менее получаса каждый день. Но и не более двух часов. Каждое занятие начинайте с повторения успехов прошлого дня, только после того как руки разогреются и в прямом и в переносном смысле, двигайтесь дальше. Старайтесь разделить упражнения для левой и правой руки и выполняйте их по очереди.
Через один-два месяца удачных занятий начните изучать приём «баррэ», при этом та боковая поверхность указательного пальца левой руки, которой дети вытирают нос, должна лечь перпендикулярно грифу так, что бы прижать все шесть струн одновременно. Сначала научитесь выполнять баррэ, помогая указательному пальцу средним, накладывая его сверху. Научитесь быстро брать баррэ на 3 – 5 –7 ладу, так, чтобы прижатые струны звучали чисто. Доведите это до умения брать баррэ вслепую. Только тогда приступайте к аккордам.
С первых же дней практических занятий параллельно осваивайте теорию. Это, конечно скучно, но только на первый взгляд, ибо музыка прекрасна как математика и понять её красоту может любой человек. Обязательно делайте записи в тетради, а не на клочках бумаги, больше рисуйте аккорды и незаметно они сами войдут в память, что немедленно отразится на успехах обучения аккомпанементу.
И ещё одно очень важно: старайтесь как можно больше петь. Обязательно с первых же шагов обучения пойте простые ноты, вместе с теми, которые играет гитара, пойте аккорды, каждый по трём нотам, из которых они состоят, пойте простые песенки. Если не петь, то не ждите от обучения никакого результата!

Гуськова Елена Юрьевна веб сайт guskova.info Полный список трудов.