Гитара – уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотами, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого.
Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях где поют, в походах и пионерлагере.
Самая большая часть гитары – это ее «корпус». В корпусе есть большое отверстие, в которое входит звук и заставляет весь корпус дрожать от удовольствия, резонировать, усиливать все звуки, придавать им особую красоту.
К корпусу крепится длинная палка сложной формы, которая называется «гриф». С одной стороны гриф плоский и очень ровный. Здесь на нем пропилены поперечные пазы, в которые накрепко запрессованы латунные планочки, они называются «порожки». Расстояния между порожками разные. В верхней части они больше, а в нижней уменьшаются. С другой стороны гриф полукруглый и очень гладкий, отполированный, здесь будет скользить рука музыканта при игре.
На верхнем конце грифа крепятся «колки» для крепления и натяжения струн. Сила натяжения каждой струны – от 20 до 50 килограммов и с такой силой струну просто так не натянешь и не удержишь, поэтому для каждой струны поставлен маленький червячный редуктор, он усиливает руку человека примерно в двадцать раз и не дает струне размотаться назад.
Самый первый порожек на грифе сделан обычно из пластмассы или дерева и называется «верхний». В нем сделаны шесть пропилов для того, чтобы струны лежали на грифе на равном расстоянии и не съезжали.
В верхней части струны крепятся на колки, а в нижней они вставляются в отверстия небольшой деревянной планки, которая называется «подставочка». На подставочке тоже есть порожек, он называется «нижний».
Когда струны натянуты, они опираются на верхний порожек с одной стороны и на нижний порожек с другой стороны. Остальные порожки должны находиться на расстоянии 1..2 мм от струн в верхней части и на 3..4 мм в самой нижней части грифа. Все порожки должны находиться строго на одной линии. Если один из порожков выступает по высоте хотя бы на долю миллиметра, он начинает грубо мешать игре, где бы вы ни прижимали струну, она будет играть одну и ту же ноту. Выступающие порожки нужно аккуратно подпилить ровным плоским напильником. Это можно сделать, не снимая струн, а только ослабив их и отведя в сторону.
Плоская часть корпуса гитары называется «дека». Дека бывает «верхняя» это та, на которой крепятся струны и в которой сделано отверстие, и «нижняя». Деки сделаны из хорошего прочного, звонкого дерева и пропитаны лаком.
При покупке новой гитары нужно смотреть, чтобы на деках не было сучков, трещин, чтобы линии от волокон дерева шли параллельно друг другу, чтобы не было кривых поверхностей.
В том месте, где гриф крепится к корпусу, деки приклеены к толстому деревянному бруску. В бруске есть вырез для установки грифа и отверстие для крепящего винта. В грифе тоже есть отверстие. Винт проходит насквозь через гриф и брусок и заворачивается в гайку.
Крепление грифа схематично показано на рисунке. Когда струны натягиваются, они стараются поднять верхнюю часть грифа, а когда винт затягивается, он, наоборот старается его опустить, поэтому с помощью винта можно отрегулировать гитару так, чтобы натянутые струны проходили на высоте 2..3 мм от порожков. Это очень важно. Если расстояние будет больше, то пальцам будет очень больно прижимать струны и начнет нарушаться строй гитары, а если оно будет меньше, то струны начнут лязгать и дребезжать. Играть будет невозможно или очень неприятно.
Очень часто бывает, что при полностью завернутом винте высота струн над порожками большая и дальше не регулируется. Тогда нужно сделать небольшой ремонт. Сделать его сможет любой мальчишка. Нужно только не полениться и не пытаться засунуть под гриф какую-нибудь палку или карандаш, как многие делают.
Снимите все струны с колков. Отвинтите винт полностью и снимите гриф. Сделайте на грифе пропил тонкой ножовкой, как показано на рисунке, чтобы получился выступ. Потом соберите гитару снова. Теперь на образовавшемся выступе гриф сможет качаться и занимать то положение, которое требуется.
Если гитара старая, то заодно нужно осмотреть корпус в том месте, где крепится гриф и если деки отклеились от бруска, а это очень часто бывает, или, если в бруске появились трещины, нужно все это проклеить эпоксидным или столярным клеем. А заодно стоит проверить высоту всех порожков и, если нужно, сточить их ровным плоским мелким напильником.
Когда клей везде высохнет (но не раньше), начинайте устанавливать струны. Струны должны быть заправлены аккуратно, в строго определенном порядке: первая, самая тонкая струна – на колке, ближайшем к порожку, вторая – на среднем колке, третья – на дальнем от порожка, четвертая – на дальнем колке во второй половине грифа, пятая – на среднем, шестая – на колке, ближайшем к порожку, так, как это показано на рисунке.
Струны должны быть намотаны в одном направлении, аккуратно, виток к витку. Нельзя использовать струны, на которых растрепана наружная обвивка. Не рекомендуется использовать на одной гитаре металлические и нейлоновые струны одновременно .
Аккуратно заправьте струны в прорези на верхней подставочке на грифе, потом, после натяжения струн это будет труднее сделать. После этого равномерно и аккуратно подтяните струны, так, чтобы устранить все провисания и слегка натянуть их.
Если что-то получилось не так с первого раза, не поленитесь перетянуть струны, пусть даже на это уйдет два часа, потом гитара будет служить вам несколько лет.